Поделиться статьёй:

ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

 Морозов И. В.

Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Субсидии на ремонт тепловых сетей

ПРОБЛЕМА 

Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Из местного бюджета организации была выделена субсидия на ремонт тепловой сети. Должна ли организация отразить в доходах полученную сумму субсидии для целей налогового учета и можно ли учесть в расходах затраты, связанные с ремонтом? Какие проводки следует сделать организации в бухгалтерском учете?


РЕШЕНИЕ

Для начала отметим, что предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в ст. 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Субсидии, полученные организациями в целях возмещения затрат по ремонту муниципальной собственности, учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налоговый учет субсидий

В случае если объектом налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налогоплательщики, применяющие УСН, при формировании налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, за исключением доходов, указанных, в частности, в ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

Статьей 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Полученные организацией субсидии нельзя отнести ни к средствам, полученным в рамках целевого финансирования из бюджета, закрытый перечень которых содержится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, ни к целевым поступлениям из бюджета на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ) (письмо Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156).

Таким образом, доходы в виде субсидий, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат по ремонту муниципальной собственности, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество (п. 8 ст. 250 НК РФ), а следовательно, подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщаем, что расходы, на возмещение которых организации предоставлены указанные субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу в общеустановленном порядке.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Бухгалтерский учет субсидий ведется с использованием счета 86 «Целевое финансирование».

Бухгалтерский учет субсидий

На основании ПБУ 13/2000 учитывается государственная помощь, предоставленная, в частности, в форме бюджетных средств (субвенций и субсидий). Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предлагает использовать счет 86 «Целевое финансирование» для обобщения информации, в частности о движении:

  • средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения;
  • бюджетных средств.

Пунктом 7 ПБУ 13/2000 определено, что бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете первоначально:

  • как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств. При таком варианте полученные из регионального бюджета средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • или по мере фактического получения ресурсов. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п., что может отражаться проводкой, в частности, по дебету счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование».

Выбранный вариант организации необходимо закрепить в учетной политике. По нашему мнению, первый вариант предпочтительнее использовать, если субсидия выделяется до понесения получателем субсидии расходов, при этом у получателя есть уверенность, что бюджетные средства будут получены, а условия их выделения будут выполнены организацией.

Отметим, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (п. 8 ПБУ 13/2000).

При этом если бюджетные средства предоставлены в более поздний отчетный период, чем тот, в котором осуществлены расходы, то организация отражает возникновение задолженности по таким средствам и относит их на финансовый результат в составе прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000).

В рассматриваемой ситуации бюджетные средства (субсидия) были выделены уже после понесения организацией расходов на проведение ремонта тепловой сети. По нашему мнению, организация может отразить полученные средства по мере фактического их получения, закрепив этот метод в учетной политике.

Бухгалтерские записи в рассматриваемом случае могут выглядеть следующим образом:

 

ДебетКредитХоз. операция
51 86 Получены средства из бюджета
86 91 Средства бюджета переносятся на внереализационные доходы в сумме, соответствующей сумме ранее отраженных расходов на ремонт тепловой сети