Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Государственная экспертиза условий труда 

В последнее время вопросам охраны труда, оценки условий труда уделяется все большее внимание. Контроль в этой сфере осуществляется в виде государственной экспертизы. Попробуем разобраться в том, как она проводится, какие негативные последствия могут возникнуть по ее результатам.

Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций. Основания для проведения экспертизы установлены в приказе Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда». К ним, в частности, относятся:

  • обращения работников, профессиональных союзов, работодателей, органов исполнительной власти, органов ФСС РФ и иных страховщиков;
  • определения судебных органов;
  • представления государственных инспекций труда в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований закона о специальной оценке условий труда.

Срок проведения экспертизы определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней.

krug ВАЖНО В РАБОТЕ

Проведение государственной экспертизы условий труда предусмотрено трудовым законодательством.

Работодатель может обратиться за проведением госэкспертизы на основании ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ для того, чтобы сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций, а также чтобы исключить риск привлечения к административной ответственности. Например, на вредных и тяжелых производствах при проведении специальной оценки условий труда специалистов, которые работают неполный рабочий день или неполное рабочее время, а также в части специалистов, которые совмещают вредные условия труда с обычными условиями труда, возникают спорные вопросы в отношении:

  • оплаты труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 147 ТК РФ);
  • оплаты ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
  • затрат на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч.ч. 1, 6 ст. 213 ТК РФ).

Ответить на эти вопросы поможет госэкспертиза.

Кроме того, нередко за проведением государственной экспертизы условий труда обращаются сами сотрудники. Причин для обращения в трудовую инспекцию достаточно много:

  • непроведение инструктажей по охране труда;
  • несчастные случаи на производстве;
  • отсутствие оплаты труда в повышенном размере;
  • отсутствие ежегодных дополнительных отпусков;
  • непроведение специальной оценки условий труда.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Если с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда обратился работник, то она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

В этом случае работник не должен информировать непосредственного работодателя об обращении в трудовую инспекцию. Понять, что в отношении работодателя проводится проверка, возможно по следующим документам:

  • запрос из трудовой инспекции в отношении предоставления работодателем документации и материалов, необходимых при проведении государственной экспертизы;
  • обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места;
  • запрос о проведении испытаний на рабочих местах.

Еще одним неприятным случаем проведения государственной экспертизы условий труда является решение суда. Причиной такого решения может стать:

  • несоблюдение работодателем требований охраны труда;
  • несчастный случай, в результате которого произошла гибель одного и более человек;
  • наложение административного взыскания на работодателя.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Государственная экспертиза условий труда проводится Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС, ГИТ, определений судебных органов.

Что проверяется в рамках государственной экспертизы условий труда?

Не нужно думать, что при осуществлении государственной экспертизы условий труда трудовая инспекция проверит все, начиная от трудовых договоров и заканчивая бухгалтерской отчетностью. На самом деле в рамках государственной экспертизы условий труда проверяется:

  • соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  • соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;
  • соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и(или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;
  • наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;
  • правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;
  • соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;
  • правильность идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и(или) опасных производственных факторов;
  • правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;
  • соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений требованиям законодательства;
  • соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и(или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и(или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;
  • правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • правильность предоставления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций;
  • правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах);
  • соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Целью экспертизы является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Также в рамках экспертизы труда оценивается правильность предоставления:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

Кроме того, эксперт анализирует:

а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);

б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Таким образом, в сферу проведения государственной экспертизы условий труда входит исключительно проверка правильности проведения самой спецоценки, а также фактическое соблюдение режимов труда, установленных по ее результатам, предоставление работникам гарантий, установленных законодательно.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Если изменения и исследования должен был оплатить работодатель, но не сделал этого, копия заключения государственной экспертизы направляется в ГИТ по месту нахождения рабочих мест для принятия решения о проведении мероприятий по контролю (надзору) на указанных рабочих местах.

Процедуры государственной экспертизы условий труда и сроки ее проведения

Всего законодательно предусмотрено проведение 4 этапов государственной экспертизы условий труда.

Этапы государственной экспертизы

Первый этап

Рассмотрение оснований для проведения экспертизы

right black
Второй этап

Проведение экспертной оценки условий труда

right black
Третий этап

Проведение исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса

right black
Четвертый этап

Оформление результатов государственной экспертизы

Срок 1-го этапа составляет 7 дней. В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления государственный эксперт (экспертная комиссия) определяет полноту содержащихся в заявлении сведений об объектах государственной экспертизы, их достаточность для экспертизы и вносит предложение руководителю государственной экспертизы условий труда о ее проведении или непроведении.

На 2-м этапе эксперт анализирует отчет о проведении специальной оценки условий труда. Его задача – проверить соответствие отчета требованиям законодательства, а также соблюдение условий труда на рабочем месте.

На 3-м этапе проводятся конкретные исследования и измерения, на этом этапе эксперт выявляет, не было ли допущено ошибок при осуществлении специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: исследования проводятся не за счет государства. Измерения и исследования в основном проводятся за счет заявителя или работодателя, которые в течение 10 дней с момента получения уведомления о необходимости их проведения должны оплатить расходы на указанные исследования и испытания.

В рамках 4-го этапа по результатам экспертизы государственным экспертом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проект включаются следующие сведения:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом и утверждается руководителем экспертизы. На основании проекта заключения оформляется решение. Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе ее заседания, который также утверждается руководителем.

Копия заключения направляется:

  • работодателю;
  • специализированной организации, осуществляющей специальную оценку условий труда.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда.

Обратите внимание: речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях. Данный срок может быть продлен до 60 рабочих дней в следующих случаях:

  • при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;
  • при необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений;
  • в случае невозможности проведения исследований в течение 30 дней.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сведения о результатах экспертизы направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения. Однако в настоящее время такая система еще не создана, поэтому в соответствии с Законом № 426-ФЗ до 01 января 2016 года сведения о результатах государственной экспертизы условий труда передаются в Роструд в порядке, установленном Минтрудом.

Результаты экспертизы условий труда

В заключении, которое составляется по результатам экспертизы, указываются следующие сведения:

а) наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

б) основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

в) данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда – полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;

г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

д) объект государственной экспертизы условий труда;

е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

з) перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда.

По результатам экспертизы могут быть приняты решения не в пользу работодателя:

  • о проведении внеплановой спецоценки;
  • о пересмотре гарантий и компенсаций в пользу работников, занятых на работе с вредными и(или) опасными условиями труда;
  • о привлечении к административной ответственности;
  • о ликвидации организации.

Если в ходе государственной экспертизы выявлены несоответствия документов, представленных в составе оснований для ее проведения или полученных по запросу, нормативным требованиям охраны труда, они обязательно отражаются в проекте заключения с подробным описанием несоответствия и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта.

Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем экспертизы. Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе ее заседания, который также утверждается руководителем.

Согласно п. 39 Порядка не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а другой направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (если не он является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (если экспертиза проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если заключение государственной экспертизы условий труда будет утрачено заявителем, судебным органом, ГИТ, они вправе получить дубликат такого заключения в органе государственной экспертизы. Дубликат выдается не позднее 10 рабочих дней с даты получения органом экспертизы письменного обращения о его выдаче.

Как оспорить результаты госэкспертизы?

Для того чтобы оспорить результаты государственной экспертизы, необходимо направить заявление в Минтруд России в бумажном варианте лично или по почте. Кроме того, в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5 и ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, информация Минтруда России «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)»).

Министерство труда РФ должно в обязательном порядке рассмотреть заявление. Однако существуют и основания для отказа в рассмотрении:

  • представление подложных документов либо бумаг с заведомо ложными сведениями;
  • в заявлении не указаны обязательные сведения (наименование, Ф.И.О., почтовый, электронный адреса, причины, которые позволяют не согласиться с результатами экспертизы);
  • не приложена копия заключения госэкспертизы условий труда.

Конечно, Минтруд может пересмотреть результаты экспертизы, может их пересмотреть и суд, однако лучше не допускать нарушений.

Что предпринять работодателю, чтобы не понести ответственности

Часто работодатели сами виноваты в отрицательных результатах государственной экспертизы условий труда. Ведь несоблюдение требований охраны труда может повлечь несчастный случай, а непроведение специальной оценки условий труда или отсутствие доплат работникам к заработной плате, которые гарантированы законодательно, могут привести к жалобам в трудовую инспекцию, а следовательно, повысить риски проведения государственной экспертизы условий труда. Какие же советы можно дать работодателям?

Советы работодателям

Проводите специальную оценку условий труда

right black

Проверяйте техническое состояние зданий, сооружений, оборудования на постоянной основе, а не только во время спецоценки

right black

Установите режимы труда и отдыха в соответствии с законодательством

right black

Проводите работы по установлению наличия вредных и опасных факторов производственной среды

right black

Соблюдайте права работников на доплаты к заработной плате и дополнительные отпуска

right black

Привлекайте к спецоценке только сертифицированных специалистов

right black

В случае отрицательных результатов государственной экспертизы постарайтесь оспорить их в суде или министерстве труда

Всегда стоит помнить, что даже отрицательное решение государственной экспертизы условий труда можно оспорить в суде. Так, суд может признать правомерными выводы специальной оценки условий труда, а не государственной экспертизы. В частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 29.04.2010 № Ф09-2821/10-С2 суд признал соответствующими положениям ст. 216.1 ТК РФ акт независимой экспертизы условий труда на рабочих местах и заключение о качестве независимой экспертизы, выданное главным государственным экспертом области по условиям труда, которые подтверждают наличие на предприятии вредных производственных факторов. В связи с этим результаты проведенной экспертизы являются достаточным основанием для установления предприятием компенсационных выплат за работу в неблагоприятных условиях труда. Но имеется и противоположная практика (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 № А11-10573/2009).

Но главное – не бойтесь государственной экспертизы условий труда как нового вида проверки. Дело в том, что такая экспертиза может иметь и положительный эффект. Например, экспертиза может отменить надбавки к заработной плате. В силу ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются (письмо ФНС РФ от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453@).