Поделиться статьёй:
Филоненко И. Г.,
практикующий бухгалтер, автор ряда методических рекомендаций для практикующих бухгалтеров
Покупаем и продаем спецтехнику
Многие предприятия в своей деятельности используют спецтехнику. Порядок бухгалтерского учета и налогообложения таких транспортных средств имеет свои особенности.
Автотранспортные средства, которые предназначены для выполнения специальных функций и просто имеющие для выполнения данных функций специальное оборудование, называются специальными автомобилями. К спецтехнике можно отнести, например, автокраны, пожарные автомобили, автобетоносмесители, автоэвакуаторы, топливозаправщики, коммунальные (мусоровозы).
Данную классификацию по критерию предназначения можно увидеть в ряде нормативных актов. В их числе:
1. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).
2. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (утв. Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России и НПСО «Объединение транспортных экспертов» 12, 18, 20 октября 2004 г.).
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» любое транспортное средство допускается к участию в дорожном движении только при наличии государственной регистрации. Регистрация АТС регламентируется постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – постановление).
Наземные транспортные средства на территории РФ подлежат государственной регистрации следующими органами:
Вид транспортного средства | Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств |
---|---|
1. Легковые автомобили с максимальной конструктивной скоростью, равной или более 50 км/ч. 2. Грузовые автомобили с максимальной конструктивной скоростью, равной или более 50 км/ч. 3. Автобусы, мотоциклы, мотороллеры |
Подразделения Госавтоинспекции МВД РФ |
1. Самоходные транспортные средства:
|
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники |
Автотранспортные средства воинских формирований | Военные автомобильные инспекции |
Собственники или владельцы транспортных средств имеют не более 10 суток после приобретения такого объекта для его регистрации в государственных органах.
Спецтехнику, предназначенную для продажи, принадлежащую юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю транспортными средствами (абз. 3 п. 3 постановления), регистрировать не надо.
Снятие транспортного средства (спецтехники) с учета возможно лишь в случае его утилизации или вывоза за пределы РФ на постоянное пребывание (абз. 1 п. 65 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 07.08.2013 № 605).
Разрешения на применение спецтехники
Специального разрешения на применение спецтехники не нужно. Однако есть ряд условий для ее эксплуатации. Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства от 13.12.1993
№ 1291, регламентирует эксплуатацию спецтехники.
В частности, органы Ростехнадзора должны осуществлять контроль технического состояния и соблюдения правил эксплуатации самоходных машин и других видов техники для обес-печения безопасности жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Согласно данному положению спецтехника подлежит обязательному техосмотру.
Для управления такими машинами существует особый порядок допуска. Лица, управляющие техникой, должны иметь удостоверение тракториста-машиниста (тракториста). При этом зачастую спецтехника используется для проведения ряда работ (например, строительных), на проведение которых требуется особое разрешение (лицензия).
Транспортный налог
Все лица, зарегистрировавшие спецтехнику, должны платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ), за исключением оговоренных в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Возникает вопрос: надо ли платить транспортный налог, если транспортное средство не зарегистрировано? Ранее официальные органы придерживались точки зрения, что обязанность по уплате транспортного налога возникает только при наличии регистрации, и если ее нет, то и налог платить не надо
(см., например, письма Минфина России от 05.07.2011 № 03-05-05-01/51, от 01.08.2011 № 03-05-05-04/18, от 23.07.2010 № 03-05-05-04/16).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Требования к документам, представляемым для регистрации органами гостехнадзора тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, определены постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 и Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995.
Однако со временем официальная позиция по данному вопросу изменилась – прямого указания на то, что налог платить не нужно, уже не было (см., например, письма ФНС России от 27.01.2012 № БС-3-11/241, от 20.09.2012 № БС-4-11/15686). Чиновники лишь указывают, что обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от факта его эксплуатации и использования. Впрочем, судебная практика тут складывалась в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС ПО от 21.02.2008
№ А55-7555/07, ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548, ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05).
Но в последнее время официальные органы кардинально изменили свое мнение. Теперь факт отсутствия регистрации транспортного средства не влияет на обязанность по уплате транспортного налога. Суды же встают на сторону налоговой инспекции и в своих решениях основываются на том, что неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не может являться основанием для неуплаты транспортного налога (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 04.05.2012 № Ф09-2951/12, Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11).
Расчет транспортного налога
Существуют некоторые особенности исчисления и уплаты транспортного налога на спецтехнику. Так, специальная техника (тракторы, самоходные комбайны всех марок, скотовозы, молоковозы и прочие специальные автомашины), зарегистрированная на сельскохозяйственных производителей, не является объектом обложения транспортным налогом (пп. 5 п. 2
ст. 358 НК РФ)
ПЕРВОИСТОЧНИК
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ.
- Пункт 4 постановления № 938 от 12.08.1994.
К сельскохозяйственным производителям можно отнес-ти те юридические и физические лица, доля производимой сельскохозяйственной продукции которых составляет более 50% от общего объема производимой продукции. Рыболовецкие артели относятся к сельхозпроизводителям при объемах сельхозпроизводства (улова водных биологических ресурсов) в размере, превышающем 70% общего объема в стоимостном выражении (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).
Также не облагаются транспортным налогом троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.
Некоторые виды спецтехники вообще не являются транспортными средствами. Так, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) технику, основной функцией которой является не перевозка грузов и людей, а выполнение производственных и хозяйственно-бытовых функций, относит к классу передвижных предприятий соответствующего назначения и рассматривает их как здания и оборудование. Соответственно объектов налогообложения по транспортному налогу в данном случае не возникает.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ _ _ _ПРИМЕР
Документы, подтверждающие право собственности на машину, номерной агрегат, перечислены в п.п. 2.8.6.1–2.8.6.7 Правил от 16.01.1995.
К такой группе спецтехники можно отнести:
- автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные;
- передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т. п.
Ставки транспортного налога зависят от категории транспортного средства. У всех средств, за исключением самоходных, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, ставки устанавливаются исходя из мощности двигателя.
Специалисты официальных ведомств указывают, что определять категорию транспортного средства для исчисления транспортного налога надо из сведений, указываемых органами, осуществляющими регистрацию ТС (см. письма ФНС России от 06.07.2007 № 18-0-09/0204, Минфина РФ от 22.11.2007 № 03-05-06-04/42)
ВАЖНО В РАБОТЕ
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ, которые имеют право проводить дифференциацию налоговых ставок транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортных средств, их категории, мощности двигателя и других показателей. При этом ставки, устанавливаемые региональными органами, не должны превышать предельные размеры ставок, установленные НК РФ.
Транспортный налог рассчитывается следующим образом (п. 2 ст. 362 НК РФ):
ТР = НБ x СТ x К1,
где
ТР – сумма транспортного налога;
НБ – налоговая база (мощность двигателя);
СТ – ставка налога;
К1 – коэффициент, определяющий срок фактической ре-гистрации (эксплуатации) ТС в течение налогового периода.
К1 = ПЕРфакт : ПЕРнал,
где
ПЕРфакт – число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;
ПЕРнал – число календарных месяцев в налоговом периоде.
Следует обратить внимание, что месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, принимаются за полный месяц. Если транспортное средство зарегистрировано и снято с регистрации в течение одного календарного месяца, этот период принимается как один полный месяц.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.
- Пункт 2 ст. 361 НК РФ.
Даже если транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика и было зарегистрировано за ним всего один день, транспортный налог следует исчислить и уплатить в бюджет (письмо Минфина России от 23.09.2008 № 03-05-05-04/23).
В течение года плательщики транспортного налога должны исчислять и уплачивать авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. По итогам года разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей подлежит уплате в бюджет.
Бухгалтерский учет поступления (выбытия) спецтехники
Как уже указывалось ранее, спецтехника – это транспортное средство, оснащенное специальным оборудованием. Данная особенность функционального использования формирует особый подход при отражении поступления такой техники в организацию.
Поскольку специальное оборудование может быть демонтировано только в случае ремонта или замены неисправных узлов и агрегатов, принимать к бухгалтерскому учету спецтехнику следует как единый инвентарный объект. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» подтверждает эту позицию. В нем говорится, что автомобили всех марок и типов считаются инвентарным объектом, включающим все относящиеся к нему приспособления и принадлежности.
Бухгалтерские записи по поступлению спецтехники будут выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Сопроводительный документ |
---|---|---|---|
Спецтехника поступила от поставщика | 08-4 «Капитальные вложения во внеоборотные активы» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | Отгрузочные документы поставщика |
Приобретенная спецтехника учтена в составе объектов ОС | 01-1 «Основные средства» | 08-4 «Капитальные вложения во вне-оборотные активы» | Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Бухгалтерские записи при продаже (ином выбытии) спецтехники:
Содержание операции | Дебет счета | Кредит счета | Сопроводительный документ |
---|---|---|---|
Признан прочий доход от продажи спецтехники | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | 91-1 «Прочие доходы» | Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Признан прочий расход при продаже спецтехники | 91-2 «Прочие расходы» | 01-1 «Основные средства» | Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Получена оплата от покупателя | 51 «Расчетный счет» | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» | Выписка банка по расчетному счету |
Спецтехника списана в результате порчи, хищения, пожара и т. д. | 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» | 01-1 «Основные средства» | Акт о проведении инвентаризации, акт о списании спецтехники |
Признан прочий расход при выбытии спецтехники в результате порчи, хищения, пожара и т. д. | 91-2 «Прочие расходы» | 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» | Документ из правоохранительных органов |
Отражена первоначальная стоимость утилизированной спецтехники | 01 «Выбытие основных средств» | 01-1 «Основные средства» | Акт о списании спецтехники |
Списана амортизация по утилизированной спецтехнике | 02 «Амортизация ОС» | 01 «Выбытие основных средств» | Акт о списании спецтехники |
В большинстве случаев спецтехника регистрируется в органах Ростехнадзора, а не в госавтоинспекциях. В бухгалтерском учете специальные приспособления учитываются с транспортным средством как единый объект, а для управления спецтехникой существует особый порядок допуска. Не вся спецтехника облагается транспортным налогом и не все организации, владеющие спецтехникой, должны платить данный налог. Именно поэтому при принятии решения о покупке или продаже спецтехники необходимо тщательно подумать обо всех тонкостях бухгалтерского учета и налогообложения.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Выбранную форму путевого листа следует закрепить в порядке документооборота предприятия.
О документах по работе спецтехники
Как известно, в части оформления путевых листов организациям предоставлена определенная свобода действий: им достаточно помнить об обязательных реквизитах, предусмотренных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Между тем этих минимальных реквизитов недостаточно для учета и контроля над работой спецтехники. Поэтому напомним, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Следуя данному правилу, бухгалтер вправе расширить перечень сведений, указываемых в путевом листе.
В качестве подсказки предлагаем воспользоваться готовым решением – формой путевого листа специального автомобиля (ф. 3 спец.) и выбрать из него те реквизиты, которые могут быть заполнены на тот или иной спецавтомобиль.