Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Переход на ККМ с онлайн-передачей данных

 

Налоговые органы уже давно проводят эксперимент по внедрению контрольно-кассовой техники с онлайн-передачей данных в налоговый орган. И можно было не сомневаться, что это рано или поздно привело бы к введению повсеместной обязанности онлайн-передачи данных. Для компаний и предпринимателей это означает, как минимум, затраты на покупку новой техники.

Обязанность применять ККМ введена уже давно и повсеместно. В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», по общему правилу, применение кассовой техники обязательно. Случаи, в которых ККТ не применяется при расчетах, также урегулированы названным законом.

Напомним, что за невыполнение указанной обязанности организации или ИП могут быть подвергнуты административной ответственности в виде штрафов (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) в следующих размерах:

  • на должностных лиц (в том числе ИП) – в размере от 3000 до 4000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 30 000 до 40 000 руб.

krugПОЗИЦИЯ ФНС

В случаях если индивидуальный предприниматель в силу специфики своей деятельности не осуществляет наличные денежные расчеты с населением (покупателем, клиентом, индивидуальным предпринимателем), то он вправе не применять, а следовательно, и не регистрировать в налоговом органе контрольно-кассовую технику.

- Письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 № 17-15/052889.

Переход на ККМ с онлайн-передачей данных

Переход на ККМ с онлайн-передачей данных будет постепенным. Так, с 01 августа 2014 года по 01 февраля 2015 года проходил эксперимент по внедрению ККМ с онлайн-передачей данных в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан. С таким экспериментом столкнулись, в основном, большие торговые сети. Налоговики сами отобрали кандидатов на участие в эксперименте и пригласили их, направив им соответствующее уведомление. В 2016 году планируется добровольный переход на подобную систему. При этом изначально для стимулирования внедрения системы планировалось даже внедрение льгот для малого бизнеса, но на сегодняшний день подобные льготные условия еще не приняты. В ноябре президент России Владимир Путин предложил ввести налоговый вычет для предпринимателей, переходящих на новые кассы, «чтобы бизнес не нес дополнительные нагрузки». Но вычет составит около 18 тыс. руб. и коснется не любого бизнеса, а только тех предпринимателей, которые впервые потратятся на новую кассовую технику.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Организациям и ИП, которые участвовали в эксперименте по применению онлайн-ККТ, разрешили продолжить апробацию новой системы до конца 2016 г. Соответствующие изменения внесены 22.12.2015 в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470.

09 января 2016 года был зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ).

Предполагается рассмотреть законопроект уже в феврале 2016 года. Данный законопроект изменяет сроки поэтапного перехода предпринимателями на новые кассы.

В отношении вновь регистрируемой кассовой техники требования вступают в силу с 01 января 2017 года, в отношении применяемых в настоящее время касс – с 01 июля 2017 года, в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять кассовую технику, – с 01 января 2018 года. В законопроекте подчеркивается, что с 01 января 2018 года формирование чека будет возможно только в электронном виде.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Новые кассовые аппараты должны будут «накапливать и передавать» фискальные данные в налоговые органы онлайн, «уметь» делать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения будут храниться в централизованной базе данных. Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей. Электронные документы будут доступны в любой момент, что выгодно отличает их от бумажных чеков.

Таким образом, постепенно всех заставят перейти на подобную систему. Применять ККМ с электронной передачей данных могут как те, кто обязан применять контрольно-кассовую технику, так и те, кто освобожден от данной обязанности, например предприятия сферы услуг.

Для заключения договора на обработку фискальных данных необходимо подать заявление в ОФД (ГНИВЦ ФНС России). После заключения договора с оператором владелец ККТ должен будет зарегистрировать технику в налоговом органе.

Компании и предприниматели могут использовать следующие виды инновационной контрольно-кассовой техники:

  • мобильная касса на платформе Android. Представляет собой мобильное приложение, работающее на смартфонах и планшетных компьютерах с операционной системой Android 4.x и выше;
  • мобильная касса на платформе IOS. Представляет собой мобильное приложение, которое работает на платформе iOS 7.x и выше;
  • интернет-касса. Представляет собой интернет-приложение, которое работает через интернет-браузер, то есть для использования интернет-кассы можно использовать любой компьютер, который подключен к сети Интернет.

Использование ККМ с онлайн-передачей данных фактически позволяет сформировать и бумажный кассовый чек, и электронный чек. Покупатель так же, как и сейчас, получает бумажный чек, а затем продавец формирует чек в электронном виде. Данный чек направляется в ИФНС через специализированного оператора. Кроме того, система позволяет направить электронный чек покупателю, а следовательно, покупатели могут также использовать электронный документооборот.

При этом количество обязательных реквизитов чека увеличится:

  • адрес совершения покупки с индексом (адрес сайта);
  • применяемая система налогообложения;
  • наименование товара (работы, услуги);
  • цена за единицу и стоимость с учетом скидок;
  • наценки и НДС (с указанием ставки);
  • должность и фамилия кассира.

В электронном чеке должны будут также содержаться:

  • регистрационный номер ККТ;
  • фискальные данные;
  • адрес электронной почты покупателя (при наличии);
  • наименование оператора и адрес его сайта.

Налоговые органы отмечают следующие преимущества внедрения ККТ нового типа для бизнеса и государства:

1) для бизнеса:

  • снижение стоимости обслуживания ККТ;
  • возможность применения при расчетах смартфонов, планшетов;
  • электронную регистрацию контрольно-кассовой техники;
  • отмену ежегодной перерегистрации;

2) для государства:

  • обеспечение интересов государства;
  • сокращение налоговых проверок;
  • оптимизацию контрольной работы и налогового администрирования.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Как отмечает сам Минфин России, внедрение таких онлайн-касс позволит сократить оборот незаконных денежных средств. Помимо этого, есть и ряд других преимуществ, которые возникнут в ходе использования данных ККМ.

В качестве главных целей заявлены следующие:

  • определение финансовой эффективности и удобства применения организациями и индивидуальными предпринимателями технологии передачи в адрес налоговых органов информации о наличных денежных расчетах и(или) расчетах с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ при реализации товаров, работ, услуг;
  • определение эффективности реализации налоговыми органами контрольных функций при применении технологии передачи информации о расчетах;
  • определение технических возможностей эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

Однако на практике новая ККМ не будет столь идеальной. Так, для бизнеса применение ККМ с передачей данных онлайн может повлечь и новые проблемы:

  • дополнительные расходы на организацию обмена и заключение договора со специализированным оператором;
  • необходимость обучения персонала работе на новых кассовых аппаратах;
  • сложности в корректировке и сторнировании данных, если имеется такая необходимость;
  • сложности в предоставлении ретроспективных скидок за объем приобретаемой продукции;
  • возможные риски исключения техники из реестра в случае нарушений в работе;
  • дополнительные штрафные санкции.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, где не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде по причине отсутствия связи. При отсутствии сетей связи пользователю ККТ предоставляется возможность не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.

Информация о проведенных операциях в режиме реального времени направляется ОФД, где она будет храниться в течение пяти лет, а следовательно, данная информация тоже будет изучаться во время выездных налоговых проверок, что также увеличивает риски привлечения к ответственности. Покупатели могут проверить реальность проведения операции через Интернет, что создает условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Но, с другой стороны, это увеличит и судебные риски для компаний, количество обращений в части защиты прав потребителей, ведь сегодня зачастую потребители просто теряют чеки и поэтому не обращаются в суды.

При этом налоговые органы смогут контролировать не только продавцов, но и покупателей, их расходы, покупки, а следовательно, в дальнейшем налоговый орган сможет «привязать» расходы физического лица к его покупкам и предъявлять претензии в отношении уплаты налогов физическими лицами.

В целом система имеет как плюсы, так и минусы. Поэтому каждый налогоплательщик должен для себя решить уже сегодня: переходить ему сейчас на новую систему или подождать до того момента, когда она станет обязательной для всех.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законопроектом в целях уменьшения теневого оборота наличных денежных средств вносится изменение в часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года. Это обусловлено тем, что двухмесячный срок давности (от момента совершения правонарушения до момента вынесения соответствующего постановления) зачастую не позволяет завершить процедуру привлечения к ответственности.

В заключение необходимо отметить, что, безусловно, рано или поздно всем компаниям и предпринимателям необходимо будет перейти на новую контрольно-кассовую технику. Так, все помнят переход на электронную подачу налоговой отчетности: для кого-то она была болезненной, для кого-то простой и ожидаемой. Такой же процесс можно ожидать и в отношении контрольно-кассовых машин с онлайн-передачей данных.