Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Пожарный надзор

Пожарный надзор, с одной стороны, является «головной болью» для предпринимателей и компаний, но с другой стороны, позволяет сохранить жизни людей. Но чтобы пожарный надзор не вызвал кучу неприятностей, целесообразно заранее подготовиться к проверке.

Первым вопросом, который задают все предприниматели и компании, является: а что же все-таки проверяют? Если буквально следовать букве закона, то предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности. То есть полномочия пожарного надзора достаточно широкие и конкретно не определены.

Вместе с тем под особый контроль подпадают здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений – помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Прежде всего, под контроль подпадают здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; многоквартирные жилые дома и др. Кроме того, к предмету контроля относятся здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе: театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях; музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях. Также к подобным зданиям относятся здания организаций торговли, здания организаций общественного питания.

Пример 1.

Индивидуальный предприниматель Венедиктова П. Г. решила открыть парикмахерскую. Соответственно, помещение парикмахерской предназначено для временного пребывания людей. Для открытия парикмахерской необходимо получить разрешения в СЭС и Госпожнадзоре.

Для этого в территориальные органы Санэпиднадзора и пожарного надзора нужно направить письма с просьбой выдать разрешение на открытие парикмахерской по определенному адресу.

Что будет проверять пожарный надзор?

Это соблюдение требований пожарной безопасности. Так, в целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

На объекте с ночным пребыванием людей (в том числе в школах-интернатах, организациях социального обслуживания, детских домах, дошкольных образовательных организациях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (ред. от 06.04.2016) «О противопожарном режиме»).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Каковы сроки проведения проверок?

Проводить проверку предприятия вправе только должностное лицо или должностные лица, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного пожарного надзора.

Длительность проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и(или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Плановые проверки проводятся:

  • по истечении трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
  • по истечении трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока исполнения предписания государственного пожарного надзора;
  • при наличии решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
  • при поступлении в орган государственного пожарного надзора сведений от предприятий, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
  • при поступлении в орган государственного пожарного надзора обращений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При проведении проверки работоспособности средств эвакуации проверяются:

  • приборы управления оповещателями;
  • пожарные оповещатели.

Каков порядок проведения проверок?

Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности.

Если речь идет о плановой проверке, то составляется план проверок, затем на основании распоряжения или приказа руководителя проводится проверка.

Если речь идет о внеплановой проверке, то основанием для ее проведения может быть поступившее обращение гражданина.

Проверяющие обязаны предупредить проверяемую компанию о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

Внеплановая выездная проверка по указанному основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по указанному основанию не допускается (ч.ч. 6, 7 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица при проведении проверки имеют право:

а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора).

Возможно подразделить проверки на две части:

  • проверка общих вопросов пожарной безопасности;
  • проверка специальных вопросов пожарной безопасности.

Общие вопросы пожарной безопасности

Организация повседневной работы работодателя по обеспечению пожарной безопасности

arrow black bottom

Эксплуатация работодателем эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта

arrow black bottom

Обеспеченность работодателя первичными средствами пожаротушения

arrow black bottom

Организация выполнения работодателем пожароопасных работ

arrow black bottom

Наличие у работодателя локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям

arrow black bottom

Организация обучения работников мерам пожарной безопасности

В каждой организации должны быть:

  • определены и оборудованы места для курения;
  • определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
  • определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня.

В частности, проверяющие уделяют внимание системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей необходимо обеспечить:

  • необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
  • беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
  • оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При проведении проверки в отношении объекта защиты проверяют:

  • наличие на объекте защиты системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • правильность выбора используемых технических средств оповещения;
  • работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Кроме того, во время контрольных мероприятий проверке подлежат специальные вопросы, касающиеся конкретного вида деятельности.

Пример 2.

ООО «Торгмаг» занимается торговой деятельностью. Соответственно, инспектор проверит соблюдение запретов, установленных законодательно.

Так, на объектах организаций торговли запрещается:

а) проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;

б) осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов;

в) размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий на расстоянии менее 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

г) устанавливать в торговых залах баллоны с горючими газами для наполнения воздушных шаров и для других целей;

д) размещать торговые, игровые аппараты и вести торговлю на площадках лестничных клеток, в тамбурах и на других путях эвакуации.

Также запрещается временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров в торговых залах и на путях эвакуации.

Запрещается хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, за исключением случаев, разрешенных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Загрузочные устройства шахтных подъемников для бестарного транспортирования полуфабрикатов оборудуются заслонками, открывающимися только на период загрузки.

Руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение.

Руководитель организации обеспечивает на вещевых рынках, организованных в установленном порядке, расположенных на открытых площадках или в зданиях (сооружениях), соблюдение следующих требований пожарной безопасности:

  • ширина прохода между торговыми рядами, ведущего к эвакуационным выходам, должна быть не менее 2 метров;
  • через каждые 30 метров торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 метра.

Запрещается в рабочее время осуществлять загрузку (выгрузку) товаров и тары по путям, являющимся эвакуационными.

Запрещается торговля товарами бытовой химии, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, расфасованными в стеклянную тару емкостью более 1 литра каждая, а также пожароопасными товарами без этикеток с предупреждающими надписями «Огнеопасно», «Не распылять вблизи огня».

При несоблюдении этих и других запретов возможно привлечение к административной ответственности.

Результаты проверки отражаются в акте. Акт можно обжаловать в органе государственного пожарного надзора. При выявлении нарушений при проведении проверки:

  • выдается предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и(или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
  • принимаются меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Предписания бывают двух видов:

  • об устранении нарушений;
  • об устранении несоответствия.

Предписание возможно оспорить в судебном порядке.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В постановлении Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2011 № А40-152486/10 суд удовлетворил заявленные требования об оспаривании в части предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, взыскании судебных расходов, поскольку пункты предписания нарушают права и законные интересы общества, предоставленные обществу Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Как пояснил суд, в нарушение ст. 20 указанного Федерального закона внеплановая проверка была проведена с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок. Судом установлено, что отдел государственного пожарного надзора вышел за предмет внеплановой проверки, указанный в распоряжении о ее проведении, а отдельные обстоятельства, которые были включены в акт как допущенные нарушения, вовсе не являются нарушением закона.

Таким образом, при подготовке к проверке необходимо проверить соблюдение общих правил пожарного надзора, а также специальных требований пожарной безопасности.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предписание, вынесенное с нарушением норм, возможно обжаловать, в том числе в судебном порядке.

Какие меры могут быть приняты по результатам проверок?

В соответствии со ст. 38 Закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества (если имущество находится в аренде, то указанная ответственность также лежит на собственнике (арендодателе), если иное не установлено договором аренды);
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Пример привлечения к ответственности.

В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 № 13АП-10851/2015 суд согласился с привлечением банка к ответственности. Банку было выдано предписание о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 151 000 руб. Статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

При этом суд не согласился с тем, что арендатор не несет ответственности. Именно организация-арендатор является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в помещениях, занимаемых и используемых в своей деятельности на основании договора аренды. Тот факт, что договором аренды установлен особый порядок внесения каких-либо изменений или дополнений в элементы внутренней отделки помещения и план установки оборудования без согласия арендодателя, не освобождает заявителя от необходимости соблюдения требований пожарной безопасности.

Виды ответственности за нарушение пожарной безопасности

НарушениеСтатья КоАП РФШтрафные санкции
Нарушение требований пожарной безопасности Пункт 1 ст. 20.4
КоАП РФ
Предупреждение или наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 6000 до 15 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 150 000 до
    200 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности
в условиях особого противопожарного режима
Пункт 2 ст.20.4
КоАП РФ
Наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 2000 до 4000 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 400 000 до
    500 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности
к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения
Пункт 3 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • на должностных лиц – от 6000 до 15 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 150 000 до
    200 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности
к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений
Пункт 4 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 3000 до 4000 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 40 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 150 000
    до 200 000 руб.
Повторные нарушения по ч.ч. 3 и 4 Пункт 5 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 4000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, –
    от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека Пункт 6 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 4000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц – от 40 000
    до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 350 000
    до 400 000 руб.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека Пункт 6.1 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на юридических лиц – в размере от
    600 000 до
    1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно Пункт 7 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 90 000
    до 100 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности
об обеспечении проходов, проездов и подъездов
к зданиям, сооружениям и строениям

Пункт 8 ст. 20.4
КоАП РФ
Влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан – в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц – от 7000 до
    10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 120 000
    до 150 000 руб.

Таким образом, административные штрафы, особенно для юридических лиц, значительны. Кроме административной ответственности, возможно привлечение и к уголовной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 219 УК РФ нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.