Поделиться статьёй:

Архипенко З. М.

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

Платить за офисный мусор или нет?

Мусор образуется у всех, и у нас дома, и в деятельности организаций. Поэтому в ряде случаев компании и предприниматели должны уплачивать не только налоги, а еще и экологические платежи. Однако не все являются плательщиками платы за мусор.

Прежде всего необходимо выяснить, кто является плательщиком взносов за загрязнение окружающей среды. Это очень важно в свете изменений законодательства. Так, постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», которое действовало в течение многих лет, в настоящее время утратило силу.

Но обратимся к основному Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». Статья 16 Закона говорит о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и(или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и(или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и(или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Учет плательщиков экологических платежей осуществляется при ведении государственного учета объектов, негативно воздействующих на окружающую среду.

Размер платы будет зависеть от класса отходов. Класс отходов определяется в приказе Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (ред. от 16.08.2016) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

Офисный мусор имеет следующие классы отходов:

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций
7 33 100 01 72 4 Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
7 33 100 02 72 5 Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный

При этом с 05.03.2017 вступил в силу приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

Порядок устанавливает правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

К декларации о плате прилагаются следующие документы:

а) документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и(или) представление декларации о плате – в случае, если декларация о плате подписывается и(или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

б) перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) (далее – реестр документов) – в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим организации (ИП) выдается свидетельство о постановке объекта на учет. Причем присвоенная однажды объекту категория может быть изменена в связи с появлением новой информации о нем.

Какие объекты можно отнести к «офисным»?

Если нет договора со специализированной организацией, то придется вносить плату самостоятельно. Но для начала нужно определить, отвечает ли объект критериям офиса. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и(или) иной деятельности образовались отходы. Но отвечает ли офис данным критериям? Офис (от английского office) – это помещение, здание или комплекс зданий, в котором работают служащие. В офисе принимают клиентов, хранят и обрабатывают документы, архивы, ведут различные дела. Иногда офисом называют рабочий кабинет руководителя или сотрудника общественной организации, корпорации и т. д. Понятно, что, сидя в одном кабинете, бизнесмен не может произвести много мусора.

Но тогда какие есть критерии, согласно которым офис освобождается от уплаты взноса?

В своем письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 Росприроднадзор указал, что к объектам негативного воздействия на окружающую среду IV категории согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим условиям:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

При соответствии пп. «б» п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) представляется целесообразным отнесение таких объектов к IV категории. Характерный пример таких объектов – офисные помещения, школы, детские сады и т. д.

Таким образом, платить за загрязнение нужно только в отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор. Следовательно, это ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты этих платежей.

Нужно ли становиться на учет в Росприроднадзор?

Если мы определили, что наш офис должен уплачивать плату за загрязнение окружающей среды, что делать дальше?

Из буквального прочтения письма Росприроднадзора от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 следует, что становиться на учет в Росприроднадзор необходимо.

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и(или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

krugПОЗИЦИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Освобождение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и(или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду будет возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. А факт присвоения объекту категории удостоверяется свидетельством о постановке на государственный учет этого объекта, которое выдается организации или предпринимателю.

- Письмо от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Проще говоря, авторы письма считают, что реализация права на освобождение от уплаты экологических платежей возможна только в случае постановки объекта (в том числе IV категории) на государственный учет.

Постановка на учет осуществляется на основании заявки. Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Правила постановки объекта на государственный учет

В течение шести месяцев с даты начала эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, организации и предприниматели обязаны подать заявку в территориальный орган Росприроднадзора о постановке его на учет. Форма и правила подачи заявки должны быть утверждены Росприроднадзором.

Представить заявку возможно:

  • в письменном виде;
  • в виде электронного документа, подписанного ЭЦП.

В течение 10 дней со дня получения Росприроднадзором заявки о постановке на учет объекта НВОС сведения о нем будут включены в реестр, а юридическому лицу или предпринимателю выдадут свидетельство о постановке объекта НВОС на государственный учет (п. 25 Правил).

Для этого Росприроднадзор разработал рекомендуемые к применению типовые формы свидетельств:

  • о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  •  об актуализации учетных сведений об объекте;
  • о снятии объекта с государственного учета.

Если у организации возникли какие-то вопросы, то уточнить их можно на сайте ведомства в разделе «Документы», подраздел «Разъяснения».

Через сайт можно подать и саму заявку. Заявка подается на каждый объект отдельно с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в Интернете личного кабинета природопользователя.

Если организация или предприниматель прекращают деятельность на объекте негативного воздействия, то необходимо будет представить в орган Росприроднадзора акт о ликвидации либо консервации объекта.

Но при этом важно отметить, что в настоящее время идет работа по созданию государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Письма Росприроднадзора не имеют нормативного характера, поэтому, с одной стороны, нормативное законодательное регулирование отсутствует, а с другой – предусмотрены штрафные санкции.

А что будет, если не встать на учет?

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 руб.

krug СОВЕТ АВТОРА

Возможно, в дальнейшем чиновники Росприроднадзора восполнят пробел и дадут более подробные рекомендации (чтобы избавить организации и предпринимателей от рисков). А до тех пор для правомерного применения преференции целесообразнее запастись свидетельством о постановке офисного здания на государственный учет. В связи с этим считаем полезным напомнить правила постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природу, на учет.

Аргументы против постановки на учет

01 декабря 2016 года Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, в которой пояснил, кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия. Суть этих пояснений заключается в следующем.

В соответствии с определением объекта негативного воздействия на окружающую природу (ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ) юридические лица (индивидуальные предприниматели) должны поставить на государственный учет именно те объекты, на которых они осуществляют хозяйственную и(или) иную деятельность и которые оказывают указанное воздействие.

Согласно ч. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту категории (I, II, III или IV) осуществляется при его постановке на государственный учет.

Однако собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация (например, офис, школа или детский сад) образует отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется.

Соответственно, ставить на учет такие офисы тоже не нужно, поскольку постановка на учет объектов, не отнесенных к негативно воздействующим на окружающую среду, законодательством не предусмотрена.

Иными словами, чиновники теперь считают, что большинство офисов вовсе не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.