Поделиться статьёй:

Дронов О. Б.

Дронов О. Б.,
практикующий юрист

Учет фискальных санкций

Статистика показывает, что практически ни одному налогоплательщику не удается избежать уплаты пеней, штрафов и других санкций, начисленных в связи с несвоевременной или неполной уплатой налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет. Их также нужно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете.

Фискальные санкции – это штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату данных платежей. Практически все организации хотя бы однажды, но попадали под санкции. В связи с этим встает вопрос: как же вести учет в данном случае по санкциям? Существуют рекомендации, принятые Фондом «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета Бухгалтерский методологический центр» от 11.09.2015 № р-64/2015-кпр, в которых даны разъяснения на этот счет. Данные рекомендации, согласно ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», носят необязательный характер и могут применяться в добровольном порядке.

Фискальная санкция может возникнуть у организации в следующих случаях:

1. Организация тем или иным образом извещена о необходимости уплаты определенной суммы.

2. Определенная сумма списана соответствующими органами в безакцептном порядке с ее расчетного счета.

Наложенную санкцию необходимо признать в бухгалтерском учете, если возражений по ней нет и организация ее не оспаривает. Момент признания при этом определяется тем из указанных двух событий, которое наступило раньше.

В 2017 году размер пени за просрочку платежей вырос в два раза. Согласно Федеральному закону от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и ИП, не уплатившие налоги более чем 30 календарных дней, обязаны будут еще уплатить пени в размере 1/150 ключевой ставки от суммы задолженности за каждый день просрочки. В случае неуплаты налоговые органы могут взыскивать пени принудительно, путем списания с банковских счетов организации или ИП.

Налоговые органы самостоятельно рассчитывают пени и выставляют требование по их уплате организациям. Формула для расчета пени выглядит следующим образом:

Пени = Сумма несвоевременно уплаченного налога x Количество дней просрочки x Ключевая ставка, действующая в период просрочки x 1/150

Учет различных штрафов, пеней, неустоек и т. п. в налоговом учете «упрощенца»

Согласно ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, является закрытым. Фискальные санкции в виде пени, штрафов, неустоек и иных санкций в данный перечень не входят, поэтому в налоговом учете учитывать такие расходы нельзя (письма Минфина России от 04.06.2012 № 03-11-11/175, от 29.12.2009 № 03-11-06/2/269). Судебная практика свидетельствует о том же и в случае признания организацией фискальных санкций в составе расходов будет не на ее стороне.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если организация не намерена оспаривать наложенную санкцию, ее надлежит признать в бухгалтерском учете. Момент признания при этом определяется тем из указанных двух событий, которое наступило раньше.

Учет различных штрафов, пеней, неустоек и т. п. в бухгалтерском учете «упрощенца»

Нормативного регулирования порядка бухгалтерского учета штрафов и других санкций не предусмотрено. На практике данный расход относят либо к «Прочее», либо «Прочие расходы». В п. 11 ПБУ 10/99 лишь упоминаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров как один из видов прочих расходов. В Инструкции же по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сказано только про отражение налоговых санкций по налогу на прибыль. Учет таких санкций предлагается вести на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по пеням и штрафам»).

Для организаций, применяющих УСН, учет фискальных санкций остается на их усмотрение. Кто-то учитывает их как «Прочие расходы», кто-то как «Прочее», а есть те, кто считает, что нужно относить данные платежи на нераспределенную прибыль напрямую и не учитывать в показателях расходов, приводимых в отчете о финансовых результатах. Целесообразнее всего руководствоваться Рекомендациями.

Организации, применяющие УСН, чаще всего отражают санкции:

  • в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыли и убытки»;
  • в отчете о финансовых результатах ниже строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для целей классификации фискальных санкций определяющим является вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

Суммы фискальных санкций, относящиеся к единому налогу при УСН, не влияют на показатель строки «Прибыль (убыток) до налогообложения». Иные фискальные санкции отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности либо в качестве прочих расходов. Данный вопрос полностью зависит от момента признания фискальной санкции:

1. Если фискальная санкция признана до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для наложения санкции, или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчетной даты, такая санкция относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет.

2. Если фискальная санкция признана после указанного времени или если налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет не признается в прибыли, связанная с ним фискальная санкция признается как прочий расход.

Итак, фискальную санкцию следует относить на увеличение той статьи расходов, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет.

Многие организации ведут учет фискальных санкций на счете 91 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 68, 69, согласно НК РФ, где фигурирует понятие штрафа. А вот на счете 99 отражаются именно санкции. Но при учете пеней на данном счете будет возникать постоянное налоговое обязательство, а это усложнит ведение учета. При учете на счете 91 происходит занижение налогооблагаемой базы, т. к. расходы учитываются в затратах, что в итоге может привести к недостоверности отчетности. В связи с вышеизложенным рекомендуется вести учет фискальных санкций на счете 99.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Первичными документами для признания санкций служат решения суда или документ, подтверждающий согласие должника признать свои обязательства, например акт сверки или ответ на претензию.

Отличие в учете оспариваемых санкций от неоспариваемых

Неоспариваемые санкции признаются в бухгалтерском учете в наиболее ранний из моментов:

1) если организация тем или иным образом извещена о необходимости уплаты определенной суммы;

2) если определенная сумма списана государственными органами в безакцептном порядке с расчетного счета организации.

Классификация неоспариваемых санкций осуществляется по виду налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет):

1) налоги и страховые взносы, относимые на расходы;

2) транспортный, земельный налоги;

3) НДС и НДФЛ.

Неоспариваемые фискальные санкции рекомендуется относить на увеличение той статьи расходов, на которую относится соответствующий налог или сбор. Например, страховой взнос во внебюджетный фонд. Пени и штрафы по нему, начисленные до окончания календарного года, включаются в статью расходов по оплате труда (затраты на оплату труда не должны включаться в себестоимость товаров). Проводка: Д 44 К 69 субсчет «Расчеты по пеням».

В случае когда фискальный платеж, с которым связана санкция, не относится на расходы отчетного периода, санкцию по такому платежу нужно признавать в составе прочих расходов.

Данный порядок признания санкций действует также по таким налогам, как транспортный и земельный.

По НДС и НДФЛ санкции признаются как прочий расход, так как сам налог не несет за собой уменьшение экономических выгод.

Оспариваемые санкции возникают в том случае, когда организация предпринимает действия, при которых вопрос о ее признании решается исходя из соблюдения условий признания оценочных обязательств, установленных приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)». То есть организация должна оценить вероятность уменьшения в будущем экономических выгод, так как перед ней стоит обязанность по уплате фискальной санкции, и величину оценочного обязательства, т. е. размер предстоящих расходов для уплаты санкции. Оценка должна проводиться на отчетную дату, и обязанность начисления оценочного обязательства не зависит от существенности предстоящих расходов.

Для учета оценочных обязательств используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при необходимости мнений экспертов. Ею обеспечивается документальное подтверждение обоснованности такой оценки (п. 16 ПБУ 8/2010).

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Все положения по учету фискальных санкций в организации должны быть закреплены в ее учетной политике.

Пример 1.

Организация не оплатила вовремя налог, в связи с чем были начислены штрафные санкции. Какие проводки необходимо сделать?

ДебетКредитОперация
99 68 Начислены пени по налогу
68 51 Штраф перечислен в бюджет
При учете с использованием счета 91 проводки были бы следующие:
91.2 68 Начислены пени по налогу
99 68 Отражено постоянное налоговое обязательство
68 51 Произведена уплата в бюджет

Пример 2.

Организация не оплатила вовремя страховые взносы в ПФ РФ, в связи с чем были начислены штрафные санкции. Какие проводки необходимо сделать?

ДебетКредитОперация
99 68 Начислены пени по страховым взносам
68 51 Произведена оплата в бюджет
При учете с использованием счета 91 проводки были бы следующие:
91.2 69 Начислены пени по страховым взносам
99 68 Отражено постоянное налоговое обязательство
69 51 Произведена уплата в бюджет

Пример 3.

Организации начислен штраф за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов работников. Оспаривать правомерность наложения штрафа и его размер налоговый агент не планирует. Какие проводки необходимо сделать в учете?

ДебетКредитОперация
91.2 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Начислен штраф