Поделиться статьёй:
Сасова А. Ю.,
практикующий бухгалтер
Страховые взносы:
предлагаемые новшества
В марте этого года в Государственную думу поступил проект федерального закона о внесении важных поправок в ряд законов. Поправки направлены на совершенствование правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов и процедуры их администрирования.
Изменения затронут законы об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС; об ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об ОПС; о страховых взносах в ПФР, ФСС России, ФФОМС. Если законопроект будет одобрен, предлагаемые изменения вступят в силу с 01 января 2015 года. Вкратце расскажем о самых главных изменениях.
Про иностранцев
В целях устранения неоднозначного толкования норм Федерального закона № 167-ФЗ о признании застрахованными лицами иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, в случаях, когда они заключили срочный трудовой договор продолжительностью шесть месяцев и более, но срок которого приходится на два календарных года, при этом в каждом из этих периодов он составляет в общей сложности менее 6 месяцев, предлагается уточнить, что упомянутые лица признаются застрахованными при условии заключения срочного трудового договора на срок не менее шести месяцев и(или) заключения срочных трудовых договоров продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
ПОЗИЦИЯ МИНТРУДА
Материальная выгода работника за пользование беспроцентным займом, полученным от работодателя, не является объектом обложения страховыми взносами.
Письмо от 17.02.2014 № 17-4/В-54.
Ограничение на освобождение от обложения
Проектом предусматривается уточнить нормы Федерального закона № 212-ФЗ, установив ограничение на освобождение от обложения страховыми взносами отдельных компенсационных выплат. Речь идет о пп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В действующей редакции данная норма освобождает от обложения все компенсации, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С принятием законопроекта в перечень исключений также войдут:
- суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Не подлежит обложению страховыми взносами сумма единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Подпункт «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
В рублях и копейках
Одновременно с целью установления единого подхода к определению сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в государственные внебюджетные фонды, а также их отражению в отчетности плательщиков страховых взносов аналогично отражению сумм расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования законопроектом предлагается установить норму об уплате страховых взносов в рублях и копейках.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Самым популярным способом снижения страховых взносов является оформление сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом вместо работников по трудовым договорам привлекаются предприниматели в рамках гражданско-правовых отношений. Предметом гражданско-правового договора может быть оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, по перевозке грузов или охране территории и т. п. Кроме того, организации заключают контракты с ИП на оказание консультационных, маркетинговых или информационных услуг.
Полномочия органов контроля
Еще одним изменением предлагается наделить органы контроля уплаты страховых взносов полномочиями по утверждению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, которые используются органами контроля уплаты страховых взносов при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, аналогично действующему порядку по утверждению форм налоговой отчетности.
Про проверки
Законопроектом предусматривается, что в случае необходимости срок выездной проверки работодателей – плательщиков страховых взносов может продляться до 4 или 6 месяцев. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
2) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;
3) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
- четыре и более обособленных подразделений – до четырех месяцев;
- десять и более обособленных подразделений – до шести месяцев;
4) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный в соответствии с ч. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
ПОЗИЦИЯ ПФР
Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, производится независимо от того, включается этот период работы
в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии или нет.Пункт 2 письма от 30.12.2013 № НП-30-26/20622.
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки органом контроля уплаты страховых взносов, проводящим проверку, в вышестоящий орган контроля уплаты страховых взносов направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля уплаты страховых взносов.
При этом повторной выездной проверкой плательщика страховых взносов Закон № 212-ФЗ в редакции рассматриваемых поправок будет признавать выездную проверку, проводимую независимо от времени проведения предыдущей проверки по страховым взносам за тот же период. При проведении повторной выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период, не подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Повторная выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться:
1) вышестоящим органом контроля уплаты страховых взносов – в порядке контроля деятельности органа контроля уплаты страховых взносов, проводившего проверку;
2) органом контроля уплаты страховых взносов, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления плательщиком страховых взносов уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля уплаты страховых взносов.
ПОЗИЦИЯ МИНТРУДА
Выплаты организацией среднего заработка в пользу работников-доноров за дни сдачи крови и дни последующего отдыха (как предусмотренные коллективным договором, так и не предусмотренные им) на основании положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Электронная отчетность
Законопроектом предусматривается снижение минимального количества работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в форме электронных документов, с 50 до 25 человек.
Данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время количество плательщиков страховых взносов со среднесписочной численностью работников от 25 до 50 человек, представивших расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, составляет 90,9% от числа плательщиков с вышеуказанной численностью работников, то есть вышеупомянутое снижение нормы минимальной численности работников организации, при которой возникает обязанность плательщика представлять отчетность в органы контроля уплаты страховых взносов, соответствует реальным возможностям указанных плательщиков и не вызовет у них дополнительной финансовой нагрузки.
Про сроки
Законопроектом уточняется срок уплаты страховых взносов физическими лицами, прекратившими деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, периодом в 15 календарных дней со дня подачи такими лицами окончательного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Законопроектом предусматривается возможность продле-ния сроков выездной проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев, и вводится понятие, основания и порядок проведения повторной проверки плательщика страховых взносов по аналогии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Про отсрочку
Возможность уполномоченного государственного органа (территориального органа ПФР или ФСС РФ) предоставлять отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрена п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ. Однако порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам сейчас законодателем не установлены.
Согласно законопроекту отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов не более чем на один год, если в силу своего финансового положения он не имеет возможности в срок оплатить страховые взносы. При этом должны быть основания полагать, что в течение отведенного срока у плательщика соответствующие возможности появятся.
Кроме того, предлагается установить закрытый перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки. Среди них называются, в частности, причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия и несвоевременное предоставление ему бюджетных ассигнований. В этих случаях проценты на сумму задолженности начисляться не будут. Если же основанием предоставления отсрочки является сезонный характер производства и(или) реализации плательщиком товаров, работ или услуг, проценты на сумму задолженности начисляются. Они равны одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки (рассрочки).
Предполагается, что отсрочка (рассрочка) будет предоставляться уполномоченным государственным органом по заявлению плательщика с приложением документов, в частности, подтверждающих финансовое положение плательщика и наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки).
ПОЗИЦИЯ СУДА
В случае уплаты только недостающей суммы взносов без начисленных на эту сумму пеней организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, за неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного их исчисления – в виде взыскания штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 № 02АП-1377/12.
Отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки) должен быть мотивированным и может быть обжалован в порядке, установленном гл. 7 Закона № 212-ФЗ. Перечень оснований отказа предлагается сделать исчерпывающим. Например, согласно законопроекту в предоставлении отсрочки (рассрочки) может быть отказано, если ранее такая отсрочка (рассрочка) уже предоставлялась, но плательщик нарушил условия ее предоставления, вследствие чего действие рассрочки (отсрочки) было прекращено. Тем не менее отказать по этому основанию смогут только в случае, если указанное решение об отказе было вынесено в течение трех лет до дня обращения с новым заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Про банки
Законопроект направлен на установление обязанности банков предоставлять органам контроля уплаты страховых взносов по мотивированным запросам справки о наличии счетов в банке и(или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей.
Указанные сведения необходимы органу контроля уплаты страховых взносов для повышения эффективности проведения в отношении плательщиков страховых взносов контрольных мероприятий (камеральных и выездных проверок), а также взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в бесспорном порядке за счет денежных средств плательщиков страховых взносов в банках.
Не обошел закон и вопросы ответственности, в частности, предусмотрена ответственность банка за непредставление справок (выписок) по указанным операциям и счетам в орган контроля уплаты страховых взносов.