Поделиться статьёй:

Договоры лизинга были расторгнуты лизингодателем в одностороннем порядке. По нескольким из них на его стороне возникло неосновательное обогащение, а по остальным – убыток.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ решила, что в спорном случае механизмы взыскания денежных средств в пользу лизингополучателя и в пользу лизингодателя различны.

Дело в том, что в отношении лизингополучателя открыто конкурсное производство. При этом договоры лизинга заключены и финансирование предоставлено лизингодателем ранее возбуждения дела о банкротстве.

Установление сальдо встречных обязательств по договорам лизинга в условиях их несвязанности друг с другом фактически означает проведение зачета.

В силу Закона о банкротстве зачет, нарушающий очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, недопустим.

В такой ситуации сальдо встречных обязательств, сложившееся в пользу лизингодателя, относится к реестровым требованиям и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве лизингополучателя. А в пользу последнего с лизингодателя должно быть взыскано неосновательное обогащение.

Определение СК по экономическим спорам Верховного суда РФ от 14.11.2017 № 306-ЭС17-5704