Поделиться статьёй:
Проведение внутреннего кадрового аудита:
примерная пошаговая процедура
Внутренний кадровый аудит – это проверка соответствия ведения кадровой документации в организации нормам российского законодательства и иных правовых актов, обязательных для исполнения на территории РФ, выявление и исправление допущенных нарушений, а также предотвращение негативных последствий этих нарушений.
Минимальный перечень обязательных документов, который должен быть в организации и у ИП-работодателя:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Положение о защите персональных данных работников.
- Инструкции по охране труда.
- Журнал прохождения инструктажа по охране труда.
- Трудовые договоры.
- Трудовые книжки.
- Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.
- Штатное расписание.
- Графики отпусков.
- Приказы по основной деятельности.
- Приказы по личному составу.
- Личные карточки № Т-2.
- Табели учета рабочего времени.
Шаг 1. Определяется цель внутреннего кадрового аудита
Например:
- "в целях выявления и устранения нарушений",
- "в целях анализа состояния кадровой работы в связи со сменой ответственного сотрудника",
- "в целях передачи кадровой работы сторонней организации",
- "в связи со сменой собственника организации",
- "в связи с реорганизацией организации",
- "в связи с существенными изменениями в законодательстве, требующими внесения дополнений в локальные нормативные акты организации"
Шаг 2. Формирование комиссии
В состав комиссии обязательно входит юрисконсульт. Другие члены комиссии включаются в ее состав исходя из возможностей организации. Важно исключить ситуацию, при которой фактически проверку будет выполнять один человек, а остальные члены комиссии лишь подписывают итоговые документы. Также важно, чтобы члены комиссии были уверены, что сделанные ими отрицательные выводы не повлекут для них негативных последствий в их дальнейшей работе. Определяя состав комиссии, нужно понимать, что члены комиссии временно не смогут исполнять свои должностные обязанности, в связи с чем включение в состав комиссии некомпетентных лиц либо «тех, кого не жалко» противоречит самой цели проведения аудита. Такой аудит не даст желаемого результата, т. е. не снизит риски привлечения организации к ответственности в силу зависимости, и(или) необъективности, и(или) некомпетентности членов комиссии.
Шаг 3. Устанавливаются сроки проведения внутреннего кадрового аудита
Сроки зависят от предполагаемого объема работы. Если предстоит проверить кадровую работу в целом, или за большой промежуток времени, или детально исследовать какой-то определенный участок работы (например, все трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера за последние 5 лет), то такая работа займет значительное время.
Шаг 4. Составляется план проверки
Пример плана проверки:
1) выявить отсутствующие локальные нормативные акты, наличие которых является обязательным для организации;
2) проверить кадровую документацию, связанную с оформлением приема на работу, движением кадров, прекращением (расторжением) трудового договора, на соответствие нормативным требованиям (по форме и содержанию);
3) провести аудит трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера;
4) составить рекомендации по оперативному устранению выявленных недостатков и нарушений.
Шаг 5. Издается приказ
Члены комиссии знакомятся с приказом под роспись.
Шаг 6. Собственно проведение аудита
В ходе проведения проверки кадровой документации комиссия может ориентироваться на основные проверяемые гострудинспекцией моменты:
- Коллективные договоры и соглашения.
- Трудовые договоры.
- Рабочее время и время отдыха.
- Оплата труда.
- Гарантии и компенсации.
- Дисциплина труда и трудовой распорядок.
- Материальная ответственность сторон трудового договора.
- Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
- Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет.
- Особенности регулирования труда других категорий работников.
- Целевое использование средств на мероприятия по охране труда.
- Проведение медицинских осмотров работников.
- Обучение и инструктирование работников по охране труда.
- Обеспечение работников СИЗ и коллективной защиты.
- Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
- Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.
- Обеспечение работников, занятых во вредных и(или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.
- Соблюдение установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
В ходе проведения аудита члены комиссии используют составленные ими чек-листы (т. е. контрольные списки) и номенклатуру дел организации.
Шаг 7. Подведение итогов проверки
Результаты проверки оформляются в виде отчета, который передается на рассмотрение директору. Рекомендации комиссии, изложенные в отчете на отдельном листе, передаются инспектору по кадрам и являются основанием для оперативного устранения выявленных нарушений и недостатков.
Пример отчета