Поделиться статьёй:
Рябова К. Н.,
практикующий бухгалтер
Управляющая компания:
исполнитель коммунальных услуг или агент?
Многие управляющие компании при поставке энергоресурсов используют агентские схемы. Однако в последнее время это стало вызывать большие претензии со стороны налоговых органов. Поэтому УК должна знать, как себя обезопасить при использовании посреднической модели, либо выбрать исполнительскую модель взаимоотношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. При этом действующим гражданским законодательством предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими энергоресурсами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
ПЕРВОИСТОЧНИК
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока обязуется за плату предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в нем.
Статья 162 ЖК РФ.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил). При этом согласно п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя по подаче потребителям холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа, по отведению сточных бытовых вод с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
ПОЗИЦИЯ МИНФИНА
Суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом суммы, причитающиеся к уплате поставщикам коммунальных услуг, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», признает в составе расходов.
Письмо от 05.02.2010 № 03-11-06/2/15.
Также при анализе сложившейся ситуации следует учитывать положения жилищного законодательства РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги является плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ (ч.ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, отношения по обеспечению жильцов коммунальными услугами строятся по схеме:
Ресурсоснабжающая организация (РСО) |
Исполнитель коммунальных услуг |
Потребитель |
Исполнителем являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и принимаемой системы налогообложения или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В качестве исполнителей коммунальных услуг в силу п. 8 Правил № 354 могут выступать лица, указанные в п.п. 9 и 10 Правил № 354, а именно управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, избранные в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, а в отношении собственника и пользователя жилого дома (домовладения) – непосредственно ресурсоснабжающая организация.
В свою очередь, ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Аналогичные определения приведены в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Возможность не включать в состав доходов суммы полученных от собственников помещений коммунальных платежей, не приводящая к спору с проверяющими, существует именно в том случае, когда деятельность управляющей организации по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений и договоры с собственниками (в случае наличия) носят характер посреднических.
В принципе управляющая организация не всегда выступает в роли исполнителя коммунальных услуг. На практике управляющие организации зачастую используют посредническую схему, выступая в отношениях с РСО по поручению и в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. Это дает им возможность не признавать в доходах поступления от собственников помещений на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ. Правда, такой способ учета коммунальных услуг часто вызывает споры с налоговыми органами. Тем не менее, суды и Минфин допускают ситуацию, когда управляющая организация выступает в качестве посредника, представляющего интересы собственников помещений в сделках с РСО. Одним из ограничений на применение агентской схемы является то, что сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента (п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85). Договоры ресурсоснабжения в отношении конкретного дома управляющая организация заключает только после принятия дома в управление, то есть во исполнение поручения собственников помещений. При соблюдении требований закона в составе доходов агента по сделке с третьими лицами учитывается только агентское вознаграждение (см. письма от 23.06.2010 № 03-11-06/2/98, от 05.02.2010 № 03-11-06/2/15, постановление ФАС УО от 11.03.2010 № Ф09-1431/10-С3).
ВАЖНО В РАБОТЕ
В контексте норм Жилищного и Гражданского кодексов управляющая организация не может позиционировать себя в качестве агента РСО, поскольку сделка, интересующая РСО (договор управления с условием
о предоставлении коммунальных услуг), по определению должна быть совершена позднее, чем подписание договора энергоснабжения с элементами агентирования, а это противоречит Правилам заключения договоров с РСО и смыслу заключаемых договоров.
Арбитры ФАС УО (постановление от 11.03.2010 № Ф09-1431/10-С3) и ФАС ЗСО (постановление от 09.09.2010 № А27-3418/2010), поддерживая управляющие организации в применении ими посреднической модели деятельности в части оказания собственникам помещений коммунальных услуг, полагали, что жилищное законодательство не запрещает такого способа хозяйствования. Однако на этот счет существует и другое мнение. Так, в постановлениях ФАС СЗО от 05.05.2009 № А26-5798/2008, от 14.11.2008 № А52-1741/2008, ФАС СКО от 02.06.2009 № А53-22943/2008-С4-4 арбитры привлекли управляющие организации к административной ответственности за включение в договор управления условий о том, что при заключении договоров с РСО управляющие организации действуют от имени и за счет собственников помещений. Данные условия признаны ущемляющими права потребителей. Кроме того, известны несколько случаев, когда в рамках преддоговорных споров между управляющей компанией и РСО арбитры подчеркивали, что управляющая компания не может выступать в отношениях ресурсоснабжения посредником, представителем собственников помещений в многоквартирном доме. Арбитры ФАС СКО отметили, что ЖК РФ не содержит положений о том, что договоры с РСО управляющая организация может заключать от имени потребителей (постановление от 29.12.2008 № Ф08-7416/2008). Арбитражный суд Свердловской области высказался против введения в договор условия, согласно которому управляющая организация действует хоть и от своего имени, но как посредник – по поручению и за счет собственников помещений. Суд пояснил, что управляющая организация приобретает коммунальный ресурс не для целей передачи полученного по сделке собственникам помещений (как если бы между ней и собственниками был заключен агентский договор), а для обеспечения реализации собственной уставной деятельности по управлению многоквартирными домами, включающей среди прочего и предоставление коммунальных услуг (решение от 03.11.2009 № А60-29001/2009-С12). Получается, что следует отличать поставку собственникам помещений приобретенных коммунальных ресурсов (что происходит при агентской схеме взаимоотношений) от предоставления коммунальных услуг. Вообще понятие коммунальных ресурсов присутствует в единственном документе – Правилах предоставления коммунальных услуг – и до сих пор вызывает дискуссии среди экспертов. Существует мнение, что понятие «коммунальные ресурсы» надуманно и не имеет под собой никакой основы, и подобный подход лишает смысла все доводы Арбитражного суда Свердловской области.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Управляющей компании при расчетах с РСО необходимо учитывать, что в актах сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и в части внесения платы потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным.
Поэтому, повторимся, если управляющая компания желает применять посредническую схему, то в качестве защиты своей позиции рекомендуем учитывать следующие факторы:
- закон не ограничивает управляющие организации в выборе вида деятельности, в результате которой граждане получают коммунальные услуги;
- управляющая организация не имеет необходимых производственных мощностей для производства коммунальных услуг;
- управляющая организация не обладает соответствующими сетями, чтобы осуществлять деятельность по купле-продаже коммунальных ресурсов;
- ввиду использования одинаковых тарифов компания не имеет дохода от поставок коммунальных услуг;
- в правоотношениях с РСО управляющая организация выступает от своего имени, по поручению и за счет собственников помещений (дословно в договоре сказано, что управляющая организация, действуя в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, выступает заказчиком на поставку коммунальных ресурсов).
Информационный обмен между РСО и исполнителем
Информационный обмен между исполнителем и РСО в части платежей потребителей имеет огромное значение. Если точнее, исполнителю важно своевременно получать от РСО достоверную информацию о платежах потребителей. Причем если для РСО необходимы данные о суммарных платежах потребителей в каждом конкретном доме за расчетный месяц (чтобы определить общую задолженность исполнителя), то для исполнителя – информация о сумме и сроках поступлений от каждого конкретного потребителя. Только так исполнитель сможет контролировать платежную дисциплину собственников помещений и принимать меры в отношении неплательщиков. Кроме того, при обращении потребителя исполнитель обязан производить проверку правильности расчета задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, начисления неустоек (пп. «д» п. 31 Правил). Выполнение данной обязанности возможно, только если у исполнителя есть актуальные данные о платежах потребителей. Значит, исполнителю необходимо настоять на включении в договор условия о таком порядке, сроках и форме передачи данных о платежах потребителей, чтобы иметь всю необходимую информацию, как в случае, если бы платежи поступали непосредственно исполнителю.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и(или) натуральной формах.
Статья 249 НК РФ.
Добавим, что особую роль играет идентификация поступлений как платы за истекшие расчетные периоды либо как предоплаты. Это важно и для РСО, и для исполнителя как минимум в целях правильного исчисления налогов. Полагаем, что РСО не вправе изменять заявленный потребителем период оплаты услуг. В связи с этим в учете РСО может числиться как дебиторская задолженность исполнителя (по платежам потребителей) за истекшие расчетные периоды, так и кредиторская задолженность в виде авансов, полученных в счет оплаты за последующие расчетные периоды.
ОТ РЕДАКЦИИ
ПЛАТЕЖНЫЕ АГЕНТЫ
В п. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком услуг.
В соответствии с договором управляющей компании с банком – платежным агентом платежный агент от имени управляющей организации за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц – собственников жилья и перечисляет полученные средства на счет управляющей компании в другом банке.
Пунктом 3 ст. 3 Закона № 103-ФЗ предусмотрено, что денежное обязательство физического лица перед управляющей компанией считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
Учитывая изложенное, датой получения доходов управляющей компанией признается день поступления денежных средств от физического лица – собственника жилья платежному агенту.
Согласно п. 1.1 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов налогоплательщики ведут Книгу, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Первичным документом, подтверждающим поступления денежных средств от физических лиц – собственников жилья, по мнению Минфина РФ, может быть реестр банка о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом (письмо от 01.07.2013 № 03-11-06/2/25023).