Поделиться статьёй:

ЗАРПЛАТА И КАДРЫ | ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Шестакова Е. В.

Шестакова Е. В.,
к.ю.н., генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Принимаем на работу беженца

 

При приеме беженца на работу возникает целый ряд вопросов: нужно ли ему разрешение на работу, облагается ли заработная плата такого работника страховыми взносами, по какой ставке начислять НДФЛ? Ответим на них на примере оформления трудоустройства беженца с Украины.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) иностранные граждане, находящиеся в РФ, могут иметь статус:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (далее – Закон № 4528-I) беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

На период рассмотрения украинцу выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 1 Закона № 4528-I лицо, ходатайствующее о признании беженцем, – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона № 4528-I, из числа:

  • иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
  • лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
  • иностранных граждан и(или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.

На основании п. 7 ст. 7 Закона № 4528-I лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, ФМС РФ либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы.

Гражданин другого государства, которому не выдали удостоверение, не может быть признан беженцем. Следовательно, например, граждане Украины, которые приехали в Россию из-за сложившейся на их территории ситуации, автоматически статус беженца не приобретают.

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Если украинский гражданин, приехав в Россию, не подавал заявление на приобретение статуса беженца или получение временного убежища, для российского работодателя он считается просто временно пребывающим. Виза на въезд такому иностранцу не требуется.

Абзац 10 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. 

Уведомление государственных органов

По общему правилу работодатель, заключивший с иностранным работником трудовой договор, обязан уведомить соответствующие государственные органы о привлечении таких работников и использовании их труда. Так, согласно п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, обязаны уведомлять органы ФМС и службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров (гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Уведомление должно быть подано в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска (п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного приказом ФМС от 28.06.2010 № 147). Соответствующие формы уведомлений также утверждены данным приказом (приложение № 5).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Срок, в течение которого действует статус беженца, не ограничен. А вот временное убежище дается на один год и продлевается при условии, что обстоятельства, в связи с которыми оно предоставлено, не изменились.

Пункт 12 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274.

Помимо этого, работодатель, заключивший с иностранным работником трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:

  • уведомлять налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676;
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах);
  • направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона об иностранцах).

Вместе с тем лицо, официально признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ (пп. 9 п. 1 ст. 8 Закона о беженцах). То есть их правовой статус в рамках трудовых отношений не отличается от того, который имеют граждане Российской Федерации. В этой связи при приеме на работу данных лиц у работодателя отсутствует обязанность уведомлять соответствующие органы.

Трудоустройство беженцев с Украины

Согласно пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, введенному Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, признанные беженцами в РФ, освобождены от получения разрешения на работу для осуществления ими трудовой деятельности в РФ до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца. Аналогичные разъяснения были даны Минобрнауки России в письме от 08.08.2014 № НТ-865/08 «О трудоустройстве граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины и прибывших на территорию Российской Федерации в целях временного убежища».

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Если иностранец признан беженцем или получил временное убежище на территории РФ, то для осуществления трудовой деятельности ему не требуется разрешение на работу.

В силу части пятой ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ «Заключение трудового договора»). Тем не менее при приеме на работу беженец должен представить документы, указанные в части первой ст. 65 ТК РФ, с учетом следующих особенностей:

  • документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца (в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении указанного документа национальный (гражданский) паспорт и(или) другие документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе);
  • трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Поскольку в силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона № 4528-I о беженцах обладающие этим статусом имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации, полагаем, что данные лица подлежат обязательному пенсионному страхованию в РФ. Поэтому при заключении трудового договора страхователь имеет право потребовать от иностранного гражданина СНИЛС (ч. 1 ст. 15 Закона № 27-ФЗ). Вместе с тем лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, получает СНИЛС через страхователя (п. 2 ст. 7 Закона № 27-ФЗ). Аналогичная норма закреплена в ст. 65 ТК РФ. Иными словами, если у застрахованного лица есть страховое свидетельство, то оно должно быть представлено страхователю (организации) при заключении трудового договора. Если же физическое лицо впервые поступает на работу, не имея СНИЛС, то работодатель обязан в установленный срок представить органам ПФР сведения об этом лице, получить на застрахованное лицо СНИЛС и безвозмездно под расписку передать его застрахованному физическому лицу (ч. 2 ст. 15 Закона № 27-ФЗ);
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Вопросы признания в Российской Федерации образования и(или) квалификации, полученных в иностранном государстве, регулируются ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и(или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 № 1391 (далее – Регламент).
  • справку о наличии (отсутствии) судимости и(или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в соответствии с Административным регламентом, который утвержден приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Указанная справка выдается в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или в информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне. Она оформляется в течение 30 дней с даты обращения. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

 

krugВАЖНО В РАБОТЕ

На основании выданного разрешения временно пребывающий иностранец вправе работать только в том регионе Российской Федерации, где это разрешение было выдано. Это не касается иностранных работников, профессии и должности которых включены в список, утв. Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564. 

Между Российской Федерацией и Украиной действует ряд международных договоров о взаимном признании, которые распространяются на документы государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях, выдаваемые на территориях государств Сторон, а также на документы государственного образца, выдаваемые учреждениями образования каждой из Сторон, расположенными на территории других государств (см. письмо Рособрнадзора от 01.04.2014 № 01-52-574/06-1295). Однако под их действие не подпадают документы об образовании и(или) квалификации, выданные на Украине с 16.05.1992 по 26.05.2000. Таким образом, если образование получено на Украине в период до 16.05.1992 или позднее 26.05.2000 по настоящее время, то оно признается на территории Российской Федерации в силу закона. Если образование получено на Украине в период с 16.05.1992 по 26.05.2000, то для признания такого образования в России необходимо провести процедуру признания в соответствии с Регламентом (см. письмо Рособрнадзора от 03.04.2014 № 01-52-574/06-1349);

В отдельных случаях с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов (часть вторая ст. 65 ТК РФ). Так, по общему правилу иностранные граждане, включая «безвизовых», имеют право работать в России только при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах). Однако указанный порядок не распространяется, в частности, на иностранных граждан, признанных беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца) (пп. 11 п. 4 ст. 13 Закона об иностранцах). Таким образом, при трудоустройстве гражданина Украины, имеющего статус беженца, разрешение на работу ему не требуется (равно как и работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников).

Оформление трудовых отношений с беженцем не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами. Прежде всего, заключается трудовой договор, который должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. До подписания трудового договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. Факт ознакомления подтверждается подписью работника, которая может ставиться как в конце каждого из указанных документов, так и в специальном журнале ознакомления. Кроме того, должна быть указана и дата ознакомления (часть третья ст. 68 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора; содержание приказа должно соответствовать условиям трудового договора. Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть первая ст. 68 ТК РФ). Записи о выполняемой работе вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения) (п. 10 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

С гражданином Украины, как имеющим статус беженца, так и не имеющим, можно заключить гражданско-правовой договор. В таком случае оформление на работу не производится.

НДФЛ с доходов беженца с Украины

Если беженец – резидент РФ, то его доходы подлежат обложению НДФЛ по ставке 13%, а если нерезидент – по ставке 30%, то есть в данном случае статус беженца не влияет на порядок обложения НДФЛ доходов работника. Главное – это налоговое резидентство, то есть фактическое нахождение в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Вид договора (трудовой или гражданско-правовой) также значения не имеет.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Зарплату беженцев-нерезидентов предлагают облагать НДФЛ по ставке не 30%, а 13%. Соответствующий законопроект (№ 465087-6) в настоящее время поступил на рассмотрение в Госдуму РФ.

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев (письмо ФНС России от 03.09.2014 № БС-4-11/17606@).

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Налоговый статус работника определяется на каждую дату выплаты дохода (письма Минфина России от 05.04.2012 № 03-04-05/6-444).

 

krugПОЗИЦИЯ ФНС

К документам, подтверждающим регистрацию физического лица по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также удостоверение беженца не относятся.

- Письмо УФНС РФ по г. Москве от 27.07.2006 № 28-08/66327@.

Страховые взносы с доходов беженца с Украины

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, не подлежат обложению страховыми взносами.

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Временно пребывающие в РФ иностранцы не включены в перечень застрахованных лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А вот беженцы, в отличие от временно пребывающих иностранцев, являются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования

Статья 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ.

В ст. 7 Закона № 167-ФЗ указано, что застрахованными лицами являются, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ.

Следовательно, заработная плата по бессрочным трудовым договорам либо срочным трудовым договорам продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года иностранных работников, подавших ходатайство о признании их беженцами или получивших удостоверение беженца, будет облагаться страховыми взносами в ПФР.

А вот в отношении взносов в ФФОМС все зависит от того, получил беженец удостоверение или нет.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Лица, получившие статус беженца, имеют право на пособия, бесплатную медицинскую помощь и пенсионное обеспечение в России на период действия статуса. Лицам со статусом временного убежища такие права не предоставляются.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 8 Закона № 4528-I лица, признанные беженцами, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. То есть если есть удостоверение беженца, то платить страховые взносы нужно. Если же документы на получение статуса беженца только поданы, то в этом случае беженцы не являются застрахованными лицами в системе ФФОМС.

Заработная плата указанных беженцев вне зависимости от наличия удостоверения беженца облагается страховыми взносами в ФСС РФ на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, так как в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ данному виду страхования подлежат все иностранные граждане, нанятые работодателем по трудовым договорам, независимо от их статуса. Однако если сторонами будет заключен договор ГПХ, то данная обязанность возникнет только при наличии соответствующего условия в тексте договора.

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Зачем запрашивать удостоверение беженца у работника?

Во-первых, работодатель может определить, в каком порядке прибыл иностранный работник.

Во-вторых, удостоверение беженца необходимо для того, чтобы определить, какие документы необходимы, нужно работнику разрешение на работу или нет.

В-третьих, удостоверение беженца позволяет работодателю подтвердить, что ему не требовалось оформлять разрешение на работу.

Беженцу статус позволяет также воспользоваться рядом льгот.

Во-первых, на те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье.

Во-вторых, в центрах временного размещения беженцам предоставляются питание, лекарственная и медицинская помощь.

В-третьих, дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.

В-четвертых, никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца.

Пятым преимуществом является защита беженцев от возвращения в страну, где они могут подвергнуться преследованию.