Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Бортников В. В.,
практикующий юрист
Особый противопожарный режим
В период летней жары особое внимание уделяется противопожарной безопасности. Так как штрафы за нарушение требований пожарной безопасности в этот период значительно выше, руководителю организации стоит не забывать об этом и быть готовым к проверкам.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры) (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», далее – Закон № 69-ФЗ).
В условиях особого противопожарного режима соблюдение правил пожарной безопасности требуется как от граждан, так и от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Установление особого противопожарного режима
Особый противопожарный режим устанавливается нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления. При этом такими документами может устанавливаться особый противопожарный режим как на федеральном уровне, так и на местном (например, постановление губернатора Волгоградской области от 06.04.2015 № 296 «Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области»).
Как правило, в таких документах указываются период действия особого противопожарного режима, порядок действий ответственных должностных лиц, запреты и ограничения на совершение определенных действий (например, ограничение посещения лесов гражданами и запрет на разведение костров, сжигание мусора и т. д.). Кроме запретов и ограничений в такой период увеличивается число проверок.
В целом требования можно разделить на контролирующие и предупреждающие. К контролирующим относятся всевозможные проверки соблюдения требований пожарной безопасности. Спектр предупреждающих мер шире: это может быть и согласование сценариев летних мероприятий, и запрет на применение пиротехники в определенных местах, налаживание системы оповещения, обеспечение исправности противопожарного оборудования, разъяснительная работа с населением (размещение наглядной агитации, проведение встреч, публикация информации в СМИ, организация конкурсов и т. д.).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Единых дополнительных требований по установлению особого противопожарного режима нет, они варьируются в зависимости от специфики на той или иной территории. Требования могут предусматривать привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер и т. д.
Проверки органом ГПН
Осуществление государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности установлено Административным регламентом МЧС РФ (приказ от 28.06.2012 № 375, далее – Регламент). Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 37 Регламента).
Проверка органом ГПН должна быть зарегистрирована в Едином реестре проверок в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Информация о зарегистрированных проверках размещается на специализированном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации proverki.gov.ru.
Процедура плановой проверки четко урегулирована и Регламентом, и Законом № 294-ФЗ, поэтому мы не будем на ней останавливаться. Отметим лишь, что проверку может проводить только тот пожарный инспектор, который указан в распоряжении о проведении проверки. Замена отсутствующего инспектора по уважительным причинам (болезнь, отпуск) оформляется новым распоряжением о проведении проверки.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Если будет установлено, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, лицо будет признано виновным.
Памятка: встречаем проверяющих из пожарного надзора
Сотрудники и подразделения, которые должны быть оповещены о прибытии проверяющих | Документы, которые должны быть предъявлены | На что обратить внимание при проверке документов |
---|---|---|
|
Служебное удостоверение инспектора ГПН (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ) + Заверенная печатью копия распоряжения о проведении выездной проверки (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, п.п. 44, 38 Регламента) |
Срок действия удостоверений: не должен истечь на момент проверки. Правильное наименование и реквизиты организации (филиала, ИП), в отношении которой принято решение о проверке (полное наименование, ИНН, ОГРН – при наличии). Правильно должен быть указан адрес (место нахождения) проверяемого объекта. Вид проверки – выездная. Дата распоряжения: не может быть вынесено будущим числом. Даты начала и окончания проверки: проверяющие должны прибыть на объект именно в указанный период, не раньше и не позже. Срок проверки: указывается в рабочих днях (не более 20 дней). Если это плановая проверка малого или микропредприятия, срок указывается в часах (не более 50 или 15 часов). Соответствующее количество календарных дней должно совпадать с датами начала и окончания проверки. Распоряжение должно быть подписано государственным или главным государственным инспектором по пожарному надзору или его заместителем (ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, п. 9 Положения от 12.04.2012 № 290, п. 37 Регламента). В распоряжении должны быть указаны все проверяющие (должность и Ф. И. О.) (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Самым первым указывается инспектор, возглавляющий группу (ч. 3 п. 37 Регламента). На распоряжении должен быть проставлен оттиск гербовой печати |
ВАЖНО В РАБОТЕ
Внеплановая (как и плановая) проверка проводится в форме выездной проверки.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ с 01 января 2016 года по 31 декабря 2018 года на плановые проверки накладывается мораторий. В частности, не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Данное ограничение на проведение проверок распространяется только на плановые проверки, внеплановые проверки в указанный период могут проводиться. Однако внеплановые проверки могут проводиться при наличии оснований, перечисленных в ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ и п. 47 Регламента.
Одним из таких оснований является наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории (п. 2 ч. 5 ст. 6.1 Закона № 69-ФЗ, пп. 2 п. 47 Регламента). Следовательно, в условиях особого противопожарного режима внеплановая проверка органов ГПН может проводиться и в отношении субъектов малого предпринимательства.
Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год (ч. 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п. 24 Регламента).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Юридическое лицо может быть признано невиновным, если будет установлено, что оно не имело возможности для соблюдения правил и норм.
Административная ответственность в период особого противопожарного режима
В силу ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Закона № 69-ФЗ).
По общему правилу нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц – от 6000 до 15 000 рублей; на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
Однако в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей; на должностных лиц – от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении такой срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
- Статья 4.5 КоАП РФ.
Конструкция ч. 1 и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ различается по наличию квалифицирующего признака – совершение тех же действий (то есть нарушения требований пожарной безопасности) в условиях особого противопожарного режима.
При этом, учитывая длящийся характер выявляемых нарушений, в целях квалификации совершенного правонарушения по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ не предусмотрено совершение каких-либо новых активных действий по нарушению правил пожарной безопасности в период особого противопожарного режима.
Таким образом, в случае обнаружения правонарушения, предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в период, когда на территории муниципального образования в установленном порядке введен особый противопожарный режим, нарушение подлежит квалификации по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Также следует отметить, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП РФ). Следовательно, за одно и то же нарушение требований пожарной безопасности может быть привлечено и юридическое лицо, и должностное.