Поделиться статьёй:
ТОЧКА ОТЧЕТА
Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»
Плата за негативное воздействие
на окружающую среду
За все нужно платить, в том числе за выбросы в атмосферу, размещение отходов. Но расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется компаниям достаточно сложным, поскольку необходимо знать нормативы платы, лимиты и сверхлимитные выбросы.
Форма расчета и порядок его заполнения установлены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Функции по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды передаются Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, куда необходимо представить расчет.
Срок представления отчета за IV квартал 2015 года – до 20 января 2016 года.
ВАЖНО В РАБОТЕ
За невнесение в определенные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ. Санкция предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера должна будет вноситься не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.
Расчет традиционно начинают заполнять с титульного листа.
В строке 1 «Вид документа» следует указать:
- первичный – в случае представления плательщиком первого Расчета за истекший отчетный период;
- корректирующий – в случае представления плательщиком исправленного Расчета.
В строке 2 указывается точное наименование территориального органа Ростехнадзора, в который представляется Расчет.
В строке 3 указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается).
В строке 5 указывается адрес в соответствии с учредительными документами организации или иным распорядительным документом о создании юридического лица.
В строке 6 указывается код города и номер контактного телефона руководителя, главного бухгалтера организации или иного контактного лица.
В строке 7 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
В строке 8 указывается код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения организации.
Далее разделы заполняются в зависимости от вида выбросов загрязняющих веществ.
- Лист «Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет».
- Раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».
- Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами».
- Раздел 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты».
- Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления».
Заполнение раздела «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» обязательно для организаций, которые имеют стационарные объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Размер платы зависит от целого ряда показателей, которые сопутствуют деятельности организации, например:
- вида загрязняющего вещества, выбросы которого осуществляет данный стационарный объект;
- установленного организацией предельно допустимого норматива (ПДН) на выброс;
- установленного организацией предельно допустимого лимита (ПДЛ) на выброс;
- фактического выброса загрязняющего вещества;
- норматива платы за выброс;
- поправочных коэффициентов.
ПОЗИЦИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА
Плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. Если со специализированной организацией заключен договор о конечном размещении отходов, то данная организация принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет. Если же специализированная организация не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, тогда право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.
- Информация «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 25.08.2014.
Показатели и расчет платы за загрязнение
Столбец | Расшифровка |
---|---|
В столбце 1 | Указывается порядковый номер строки |
В столбце 2 | Указывается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферный воздух |
В столбце 3 | Указывается единица измерения вещества (тонна) |
В столбце 4 | Указывается предельно допустимый выброс загрязняющего вещества в соответствии с разрешением |
В столбце 5 | Указывается разница между временно согласованным выбросом и предельно допустимым выбросом загрязняющего вещества в соответствии с разрешением |
В столбце 6 | Указывается фактический выброс данного загрязняющего вещества в атмосферный воздух за отчетный период |
В столбце 7 | Указывается фактический выброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах допустимого выброса |
В столбце 8 | Указывается фактический выброс данного загрязняющего вещества за отчетный период в пределах установленного временно согласованного выброса, превышающий предельно допустимый выброс |
В столбце 9 | Указывается фактический сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества (выброс сверх установленных временно согласованных выбросов или при их отсутствии – выброс сверх установленного предельно допустимого выброса) за отчетный период |
В столбце 10 | Указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов |
В столбце 11 | Указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов |
В столбце 12 | Указывается повышающий коэффициент, равный 5, применяемый при несоблюдении установленных нормативов предельно допустимых выбросов (при отсутствии установленных временно согласованных выбросов), временно согласованных выбросов, а также при отсутствии разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
В столбце 13 | Указывается коэффициент экологической значимости в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344 |
В столбце 14 | Указывается дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия |
В столбце 15 | Указывается дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344 |
В столбце 16 | Указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год |
В столбце 17 | Указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная за предельно допустимый выброс данного загрязняющего вещества |
В столбце 18 | Указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная за выброс в пределах установленного лимита данного загрязняющего вещества |
В столбце 20 | Указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду |
ВАЖНО В РАБОТЕ
С 01 января 2015 года юридические лица, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на указанных объектах, будут обязаны ставить на государственный учет такие объекты.
Приведем пример заполненной формы.
Скачать: Расчет платы за НВОС, первая страница
Третий раздел, связанный с выбросами в водные ресурсы, «упрощенцы» заполняют крайне редко.
Чаще всего у компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, образуются отходы от потребления:
- отработанное масло;
- люминесцентные лампы;
- твердые бытовые отходы;
- шины.
Такие отходы нельзя просто выбрасывать, необходимо заключить договоры на утилизацию таких отходов и заполнить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» заполняется по каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно.
Раздел заполняется следующим образом.
При заполнении раздела 4 следует указать:
- регистрационный номер объекта негативного воздействия (объекта размещения отходов) (в случае присвоения);
- наименование и адрес местонахождения объекта негативного воздействия;
- номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
- характеристики объекта негативного воздействия (объекта размещения отходов): находится в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия или за пределами данной зоны; является
или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным
в соответствии с установленными требованиями.
Границы промышленной площадки определяются в соответствии с границами земельного участка, на котором (которых) расположен соответствующий источник (объект размещения отходов) и которые указаны в соответствующих правоустанавливающих документах.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Плата за негативное воздействие уплачивается по местонахождению (месту регистрации) объектов размещения отходов (т. е. по местонахождению обособленных подразделений). Отчетность за негативное воздействие на окружающую среду также подается по местонахождению обособленных подразделений. Также отчетность может подаваться по местонахождению головной организации в том случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Столбец | Расшифровка |
---|---|
В столбце 1 | Указывается порядковый номер строки |
В столбце 2 | Указывается наименование отхода |
В столбце 3 | Указывается код отхода по ФККО. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце ставится прочерк |
В столбце 4 | Указывается единица измерения (тонна) |
В столбце 5 | Указывается класс опасности отхода для окружающей среды |
В столбце 6 | Указывается установленный лимит на размещение отходов (размещенных на собственных объектах размещения отходов, переданных для размещения) |
В столбце 7 | Указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником, с начала года нарастающим итогом в пределах установленного лимита. (В расчете не участвует) |
В столбце 8 | Указывается фактическая масса отходов, которые размещены собственником, с начала года нарастающим итогом сверх установленного лимита. (В расчете не участвует) |
В столбце 9 | Указывается фактическая масса образованных отходов за отчетный период. В данном столбце отражаются отходы, образованные при самостоятельном производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) из собственного сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов (в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица) |
В столбце 10 | Указывается поступление отходов в отчетном периоде от иных лиц (с переходом права собственности): - отходы, полученные в результате купли-продажи, мены, дарения, безвозмездной передачи или иной сделки об отчуждении отходов; - отходы, полученные в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов |
В столбце 11 | Указывается количество использованных (утилизированных) отходов в отчетном периоде, в том числе с привлечением сторонних лиц, если к указанным сторонним лицам не переходит право собственности на используемые (утилизированные) отходы |
В столбце 12 |
Указывается фактическое количество обезвреженных отходов в отчетном периоде, в том числе |
В столбце 13 | Указывается количество отходов, фактически переданных другим лицам с переходом права собственности на отходы. В данном столбце отражаются: - отходы, переданные в результате купли-продажи, дарения, мены, безвозмездной передачи; в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов; - отходы, переданные подрядчику (остающиеся у подрядчика) в соответствии с условиями договора на выполнение подрядных работ и оказание услуг (в том числе с использованием материалов заказчика); - отходы, передаваемые иному лицу для использования (утилизации), обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения, если в результате указанных действий переходит право собственности на отходы |
В столбце 14 | Указывается масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям. В данной графе отражаются только отходы, образованные и переданные в данном отчетном периоде |
В столбце 15 | Указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3 лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией). Значение показателя по столбцу 15 определяется по формуле для значений по соответствующим столбцам: 9 + 10 – 11 – 12 – 13 – 14 |
В столбце 16 | Указывается фактическая масса отходов, размещенных в пределах установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3 лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией) |
В столбце 17 | Указывается фактическая масса отходов, размещенных сверх установленных лимитов в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3 лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных объектах размещения отходов до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией) |
В столбце 18 | Указывается масса отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока |
В столбце 19 | Указывается норматив платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов в соответствии с приложением 1 к постановлению от 12.06.2003 № 344 |
В столбце 20 | Указывается коэффициент за сверхлимитное размещение отходов к нормативу платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов, равный 5 |
В столбце 21 | Указывается коэффициент экологической значимости в соответствии с приложением 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344 |
В столбце 22 | Указывается дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия |
В столбце 23 | Указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год |
В столбце 24 | В соответствии с приложением 1 к постановлению от 12.06.2003 № 344 указывается коэффициент места расположения объекта размещения отходов в пределах установленного лимита |
В столбце 25 | Указывается сумма платы, исчисленная за размещение отходов в пределах установленного лимита |
В столбце 26 | Указывается сумма платы, исчисленная за сверхлимитное размещение отходов |
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В расходах при применении УСН с объектом обложения «доходы минус расходы» могут быть учтены платежи за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов.
Приведем пример, каким образом заполнен данный раздел отчета.
Скачать: Расчет платы за НВОС
За что конкретно нужно платить взносы?
Статьей 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем плата будет взиматься за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:
- атмосферные выбросы стационарными и передвижными объектами;
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Таким образом, именно в отношении данных выбросов нужно будет платить взносы.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В бухучете сумму платы на расходы могут списать все «упрощенцы» независимо от применяемого объекта налогообложения. Сумма отражается записью в последнее число того квартала, за который сделан расчет платежа.
Что нужно знать «упрощенцу» для заполнения расчета?
При заполнении расчета важно помнить, что обязанности заполнять расчет можно избежать. Все зависит от того, какие договоры заключила компания.
Например, кафе имеет только бытовые отходы.
1. Если у кафе заключен договор с компанией на вывоз мусора, в этом случае кафе должно платить сбор самостоятельно. Но если в договоре установить пункт о том, что при передаче мусора к компании переходит право собственности на него, то платить не нужно – это сделает мусоровывозящая организация.
2. Если кафе осуществляет деятельность в арендованном помещении, то тут действует точно такое же правило: если в договоре между арендодателем и мусоровывозящей компанией есть оговорка о переходе права собственности на отходы, то платить сбор ни кафе, ни арендодатель не будут.
Но если расчет все-таки приходится сдавать, то важно помнить о существовании специальных программных средств, позволяющих это сделать. Для этого нужно зайти на сайт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в «Модуль природопользователя» – бесплатное средство подготовки отчетности природопользователя (http://rpn.gov.ru/node/5523). Там же можно найти технические требования к программному обеспечению.
Если вы сдаете отчет на бумажном носителе, то в Росприроднадзор представляется 2 экземпляра расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, на одном экземпляре делается соответствующая отметка о приеме.
Обратите внимание: расчет платы нужно корректировать на коэффициент инфляции. В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год установлены коэффициенты инфляции, которые применяются при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду: в 2015 году – 2,45 и 1,98 (постановление Правительства от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления»).
Расчет вправе подписывать:
- руководитель и главный бухгалтер организации;
- руководитель и бухгалтер обособленного подразделения организации;
- другие уполномоченные лица по доверенности.
Если в расчете допущена ошибка, то для ее исправления нужно зачеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение и заверить его подписью.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Подробнее об изменениях в экологическом законодательстве читайте в материалах «Перспективы платы за негативное воздействие на окружающую среду 2015–2020 гг.» (Золотова Е. Н., «Упрощенная бухгалтерия», № 8, август 2015 г.).
Следует обратить внимание, что с 01 января 2016 года вносится ряд изменений в законодательство.
Во-первых, уточняются виды негативного воздействия.
Виды негативного воздействия в 2015 году | Виды негативного воздействия в 2016 году |
---|---|
Выбросы ЗВ в атмосферный воздух и иных веществ | Выбросы ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками |
Сбросы ЗВ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и водозаборные площади | Сбросы ЗВ в составе сточных вод в водные объекты |
Загрязнение недр, почв | |
Размещение отходов производства и потребления | Размещение отходов производства и потребления |
Загрязнение ОС шумом, теплом, электромагнитным, ионизирующим и другими видами физических воздействий |
|
Иные виды негативного воздействия на ОС |
Во-вторых, у лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, появится возможность самостоятельно осуществлять корректировку платы в порядке, установленном Правительством РФ.
В заключение необходимо отметить, что многие компании заключают договоры аутсорсинга для подачи отчетности за негативное воздействие на окружающую среду, однако это не избавит от необходимости подавать и проверять отчетность, ведь штрафные санкции возлагаются именно на компанию, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.