Поделиться статьёй:

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам

 

Уточнение правил спецоценки рабочих мест

Специальную оценку условий труда должны проходить все компании и предприниматели вне зависимости от вида деятельности. Кроме того, в соответствии с уточнением правил спецоценки рабочих мест «упрощенцам» необходимо подавать декларацию соответствия условий труда.

Основное, что нужно знать «упрощенцам», так это то, что специальная оценка рабочих мест является не правом, а обязанностью работодателя. Однако многие работодатели ее игнорируют в связи с нехваткой денежных средств, отсутствием возможности проведения специальной оценки рабочих мест, рискуя при этом столкнуться с серьезными штрафными санкциями. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ в качестве особого вида административного правонарушения в области государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, выделяется нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки условий труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 5000 до 10 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда «упрощенцами» следующий:

Проведение специальной оценки условий труда

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
  • Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда
  • Утверждение графика
  • Определение рабочих мест для проведения спецоценки
  • Заключение договора с организацией, проводящей специальную оценку
 
Проведение спецоценки
  • Проведение измерений
  • Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов
  • Декларирование соответствия условий труда
 
Подведение итогов
  • Утверждение отчета об оценке условий труда
  • Ознакомление работников с условиями труда на рабочем месте
  • Представление данных в фонды
  • Предоставление льгот сотрудникам
  • Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда
 

Важно, что специальную оценку условий труда работодатель не может провести самостоятельно. Для этого необходимо привлечение особой организации, проводящей специальную оценку условий труда, что требует дополнительных затрат.

Основным документом, регламентирующим спецоценку, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда», и в случае возникновения спорных вопросов о проведении спецоценки необходимо обратиться к первоисточнику.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда (ст. 9 Закона). При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию должны входить работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в организации.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Форму графика можно разработать самостоятельно. Кроме того, нигде не установлен запрет, например, установить в приказе, что специальная оценка проводится в отношении всех рабочих мест единовременно.

До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. Возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника (письмо Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

После этого нужно заключить договор со специализированной организацией. Существенные условия такого договора поименованы в ст. 22 Закона. Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими специальную оценку условий труда, определяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и(или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда.

Идентификация потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ст. 10 Закона).

После этого необходимо подать декларацию соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении декларации в части описания рабочих мест наименование должности, профессии или специальности работника (работников), занятых на декларируемом рабочем месте, а также численность занятых на нем работников указывается согласно Карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.

При этом непосредственное наименование профессии (должности) работников, а также учет рабочих мест осуществляется работодателем самостоятельно с учетом требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда.

Указанный Перечень и Карта специальной оценки условий труда являются частью отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» необходимо указать фамилию и инициалы выполнившего идентификацию потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов на декларируемом рабочем месте эксперта, организации, проводившей специальную оценку условий труда, а также дату и номер заключения указанного эксперта, на основании которого принято решение о декларировании (письмо Минтруда России от 23.06.2014 № 15-1/В-724 «О заполнении декларации соответствия условий труда»).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, соответствующие гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и(или) опасных производственных факторов заносят в протокол.

Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета.

Нужно проверить отчет на содержание в нем следующих сведений:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и(или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и(или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию;

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись.

Кроме того, данные по спецоценке необходимо представить в ФСС РФ. Данные о проведенной спецоценке указываются в форме 4-ФСС.

Нужно разместить данные о спецоценке в Интернете. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Также работодатель должен проследить за соблюдением гарантий работникам: выдача бесплатного молока, предоставление сокращенного рабочего времени и др.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 01.05.2016 работники могут обращаться к работодателю с предложениями по выявлению на своих рабочих местах потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов. Ранее такого права не было.

Изменения в законодательстве о порядке проведения спецоценки

Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ был внесен ряд поправок в законодательство о специальной оценке условий труда.

Первое основное изменение касается декларации соответствия.

Ранее декларацию соответствия необходимо было подавать только в отношении вредных и опасных факторов на производстве, в соответствии с поправками декларацию нужно подавать даже в случае наличия оптимальных или допустимых условий труда.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма декларации и Порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Loading...

Второе изменение связано с уточнением обязанностей эксперта при проведении специальной оценки условий труда.

Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов согласно методике проведения специальной оценки условий труда.

Методики (методы) измерений вредных и(или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и(или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

По общему правилу сведения об итогах спецоценки представляются в Минтруд России организацией, проводившей спецоценку, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке.

Третье изменение касается необходимости направления копии отчета об оценке рабочих мест организации, которая ее проводила.

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Четвертая поправка в законодательство связана с отсутствием необходимости проводить внеплановую специальную оценку условий труда, например при реорганизации.

В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя – юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Пятая поправка состоит в формировании единой системы оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

В заключение необходимо отметить, что в целом порядок проведения спецоценки не претерпел кардинальных изменений. К серьезным поправкам можно отнести обязательное декларирование результатов спецоценки.