Поделиться статьёй:

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам

 

Изменения проверок по кадрам

Проверки по кадрам в компаниях показали свою неэффективность. С одной стороны баррикад находятся работники, которых увольняют в условиях кризиса без выплаты компенсаций путем проведения аттестации, увольнения по «собственному желанию» без наличия такового, которым не выплачивают заработную плату или нарушают другие права, например право на отпуск. С другой стороны баррикад – работодатели, которые не имеют достаточных средств для проведения специальной оценки условий труда, возможности принимать на работу инвалидов и соблюдать квотирование рабочих мест. И поскольку простой подход проверок себя не оправдал, то вводится риск-ориентированный подход.

Минтруд разработал проект постановления Правительства РФ, в котором установлен риск-ориентированный подход к проверкам. Скорее всего, такой подход будет принят, поскольку риск-ориентированные проверки вводятся сейчас повсеместно в качестве нового вида государственного контроля. С 2018 года планируется распространить риск-ориентированный подход на все без исключения виды надзора.

Наряду с этим правительство определило правила, в соответствии с которыми деятельность юрлиц и ИП будет относиться к определенной категории риска или классу опасности. Принадлежность к ним будет определять интенсивность (форму, продолжительность или периодичность) проведения контрольных мероприятий. В частности, подобный подход уже принят в налогообложении.

Это значит, что каждой компании будет присваиваться критерий риска. В соответствии с критерием, который присвоен компании, будет проводиться проверка.

Периодичность плановых проверок с учетом перечисленных критериев следующая:

  • чрезвычайно высокий риск – один раз в календарном году;
  • высокий риск – один раз в два года;
  • значительный риск – один раз в три года;
  • средний риск – не чаще чем один раз в четыре года;
  • умеренный риск – не чаще чем один раз в пять лет.

К какой категории отнести работодателя, будет решать главный госинспектор труда РФ или главный госинспектор труда в регионе. Напомним, что ранее для всех юридических лиц и предпринимателей был установлен порядок проверки один раз в три года. Следовательно, по решению трудовой инспекции количество проверок может быть увеличено.

Риск-ориентированный подход также не исключает внеплановые проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки на основании ст. 360 ТК РФ является:

  • истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • поступление в федеральную инспекцию труда:
    - обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов;
    - обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
    - запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Также проверка может быть проведена прокуратурой. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Риск-ориентированный подход представляет собой специальный метод организации и осуществления надзора.

Как подготовиться к проверке?

Для того чтобы успешно пройти проверку по кадрам, необходимо провести мероприятия внутреннего контроля.

В рамках мероприятий внутреннего контроля возможно найти в своей компании наиболее частые нарушения, которые допускают компании и предприниматели:

  • несвоевременная выплата заработной платы;
  • непроведение специальной оценки условий труда;
  • нарушения в части обучения руководителей и специалистов требованиям охраны труда и пожарной безопасности;
  • отсутствие инструктажей техники безопасности на рабочем месте;
  • отсутствие документов по кадрам;
  • неправильное оформление трудовых книжек.

При проведении мероприятий внутреннего контроля необходимо также проверить правильность оформления кадровых документов:

  • приказы по охране труда;
  • трудовые книжки;
  • приказы по кадрам;
  • локальные акты компании в сфере труда (правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор);
  • трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним;
  • график отпусков;
  • личная карточка работника. Данный документ необходим, в частности, в силу п. 12, абз. 3 п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек;
  • штатное расписание. Работодатель составляет штатное расписание исходя из норм ст.ст. 15, 57 ТК РФ;
  • документы, подтверждающие полномочия должностных лиц организации на подписание тех или иных документов;
  • положение о филиале, представительстве;
  • положение об охране коммерческой тайны.

Во время самой проверки целесообразно запросить перечень документов, который понадобится инспектору для проверки, сделать ксерокопии данных документов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294-ФЗ, п.п. 23, 54, 81 Регламента «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

Надзор за соблюдением трудового законодательства

Функция надзора осуществляется в виде проверок.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Планы проверок ежегодно публикуются. Утвержденный план проверок трудовой инспекции размещен на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ, на сайтах Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ. Органы прокуратуры в срок до 01 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Надзор в трудовых отношениях осуществляет Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

План проверок может быть изменен в следующих случаях:

  • произошла ликвидация или реорганизация юридического лица, в связи с прекращением юридическим лицом деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений;
  • наступили обстоятельства непреодолимой силы (п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489).

Сама проверка может проводиться в двух видах:

  • документационная;
  • выездная.

О начале проверки компанию ставят в известность за 3 дня.

Если говорить о выездной проверке, то инспектор перед ее началом должен предъявить документы, которые подтверждают его статус. К таким документам относятся:

  • удостоверение;
  • распоряжение (приказ).

В распоряжении должна быть поставлена подпись руководителя трудовой инспекции. В документе указываются цели проведения проверки.

Во время проверки инспектор может запросить документы, все документы целесообразно представлять в виде заверенных компанией копий.

Обратите внимание: период проверки нигде не регламентируется и никакими актами не ограничивается, то есть трудовая инспекция может провести проверку за весь период деятельности компании. Но ограничения в хранении и представлении документов на проверку все-таки есть. Например, табели (графики), журналы учета рабочего времени (кроме тяжелых, вредных и опасных условий труда), акты, предписания по технике безопасности и документы (справки, докладные записки, отчеты) об их выполнении, протоколы аттестации по технике безопасности должны храниться в течение 5 лет (ст.ст. 586, 603 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Если срок хранения запрашиваемых документов в организации к моменту проведения проверки уже истек, работодатель вправе такие документы не представлять. Работодателю необходимо будет подготовить для госинспектора труда письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Также инспектор имеет право осуществлять следующие действия:

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

г) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

е) направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

к) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований в сфере труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

л) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Инспектор не вправе:

  • запрашивать информацию, документы, получать образцы, пробы, если они не относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция;
  • изымать оригиналы документов.

Обратите внимание: ст. 15 Закона № 294-ФЗ устанавливает ограничения при проведении проверки, в том числе осуществление проверки в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, а именно: причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и т. д.

Если по результатам проверки выявлены нарушения, то эти нарушения отражаются в акте. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (ред. от 30.09.2011). На основании акта выносится соответствующее решение.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Обжалуем решение инспектора

Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и(или) в суд.

Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Если компания обжалует решение трудовой инспекции в вышестоящем органе, то нужно подать жалобу. Если компания обжалует решение в суде, то нужно подать исковое заявление.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Одновременно подать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление не запрещено, однако порядок одновременного обжалования законодательно не предусмотрен.

Приведем фрагмент жалобы или искового заявления.

О признании незаконным предписания от 15.10.2016 № 58971

Трудовой инспекцией по г. Самаре было вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства.

ООО «Верея» предписывается постоянно с момента получения предписания в соответствии со ст. 152 ТК РФ оплачивать В. К. Смирнову сверхурочную работу за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере.

В соответствии со ст.ст. 152 и 236 ТК РФ начислить и выплатить работнику 120 000 рублей за период с 2014 по 2016 годы за работу в ночное время.

Считаем данное предписание незаконным по следующим основаниям.

Спор по выплате дополнительного вознаграждения за работу по трудовому договору в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

В силу ст. 391 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения копий приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки.

Государственный инспектор труда выдает предписание по трудовым спорам с целью защиты прав работника, для которого предусмотрен срок в три месяца.

Оспариваемое предписание было вынесено по истечении трехмесячного срока, в течение которого работники имели возможность обратиться в суд за восстановлением своих прав и разрешением спора.

На основании вышеизложенного

ПРОШУ

1. Отменить предписание трудовой инспекции.

При обжаловании решений трудовой инспекции важно рассмотреть:

  • какие нарушения были допущены в ходе проверок, так называемые процессуальные нарушения;
  • спорные моменты в части применения трудового законодательства;
  • разъяснения Роструда;
  • судебную практику.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если компания приняла решение не обжаловать решение трудовой инспекции, то необходимо выполнить те положения и предписания, которые указаны в решении, в том числе уплатить штрафные санкции.

Что будет, если штрафные санкции не заплатить вовремя? По истечении 30 дней при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В заключение нужно отметить, что проблемы роста задолженности по заработной плате, изменение подхода к риск-ориентированному подходу к проверкам значительно изменят отношения между работодателем и проверяющими. Для работодателей изменение подхода к проверкам может повлечь увеличение их количества.