Поделиться статьёй:
Шестакова Е. В.,
к.ю.н., генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
Как и за что будем отчитываться в ФСС
в 2017 году?
Как известно, с 01 января 2017 года Закон 212-ФЗ утратил силу. Кроме того, значительным поправкам подвергся Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Вместе с тем, взносы на травматизм плательщики страховых взносов продолжают уплачивать в Фонд социального страхования. Также останется обязанность представлять отчет в ФСС.
Несмотря на то что с 2017 года ФСС теряет часть своих функций в части контроля над уплатой страховых взносов, в ведении фонда останутся взносы по травматизму.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-ФЗ к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля над уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.
Соответственно, необходимо будет подавать отдельный отчет в ФСС в отношении страхования от несчастных случаев.
Форма расчета утверждена приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Фактически форма представляет собой урезанный вариант формы 4-ФСС, представляемой ранее в ФСС.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
В новом расчете будет отражаться информация только о взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и соответствующих расходах, а также данные о спецоценке условий труда.
Для всех страхователей необходимо заполнить таблицу 1 «Расчет базы для начисления страховых взносов». Данная таблица включает в себя следующие данные:
Строка | Расшифровка |
---|---|
В строке 1 | Суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ нарастающим итогом с начала расчетного периода и за каждый из последних трех месяцев отчетного периода |
В строке 2 | Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ |
В строке 3 | Отражается база для начисления страховых взносов, которая определяется как разница показателей строк (строка 1 – строка 2) |
По строке 4 | В соответствующих графах отражается сумма выплат в пользу работающих инвалидов |
В строке 5 | Указывается размер страхового тарифа, который устанавливается в зависимости от класса профессионального риска, к которому относится страхователь (обособленное подразделение) |
В строке 6 | Проставляется процент скидки к страховому тарифу, установленной территориальным органом Фонда на текущий календарный год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
В строке 7 | Проставляется процент надбавки к страховому тарифу, установленной территориальным органом Фонда на текущий календарный год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 № 524 |
В строке 8 | Указывается дата приказа территориального органа Фонда об установлении страхователю (обособленному подразделению) надбавки к страховому тарифу |
В строке 9 | Указывается размер страхового тарифа с учетом установленной скидки или надбавки к страховому тарифу. Данные заполняются с двумя десятичными знаками после запятой |
На основании ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и(или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Не подлежат обложению взносами по страхованию от несчастных случаев выплаты, поименованные в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ.
Приведем пример заполнения таблицы 1.
Таблица 1.1 большинством работодателей не заполняется. Таблица заполняется страхователями, направляющими временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Таблица 2 «Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» заполняется, как и ранее соответствующая таблица в отношении уплаты взносов по травматизму. Таблица заполняется на основе записей бухгалтерского учета страхователя.
Данная таблица включает в себя следующие данные:
Строка | Расшифровка |
---|---|
По строке 1 | Отражается сумма задолженности по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшаяся у страхователя на начало расчетного периода |
По строке 2 | Отражается сумма начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала расчетного периода в соответствии с размером установленного страхового тарифа с учетом скидки (надбавки) |
По строке 3 | Отражается сумма взносов, начисленная территориальным органом Фонда по актам выездных и камеральных проверок |
По строке 4 | Отражаются суммы не принятых к зачету расходов территориальным органом Фонда за прошлые расчетные периоды по актам выездных и камеральных проверок |
По строке 5 | Отражается сумма страховых взносов, начисленная за прошлые расчетные периоды страхователем, подлежащая уплате в территориальный орган Фонда |
По строке 6 | Отражаются суммы, полученные от территориального органа Фонда на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленных страховых взносов |
По строке 7 | Отражаются суммы, перечисленные территориальным органом Фонда на банковский счет страхователя в качестве возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, зачет суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, подлежащим взысканию |
Строка 8 | Контрольная строка, где указывается сумма значений строк с 1 по 7 |
По строке 9 | Показывается сумма задолженности на конец отчетного (расчетного) периода на основании данных бухгалтерского учета страхователя |
По строке 10 | Отражается сумма задолженности за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода, образовавшаяся за счет превышения произведенных расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний над суммой страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган Фонда |
По строке 11 | Отражается сумма задолженности за территориальным органом Фонда, образовавшаяся за счет излишне уплаченных страхователем сумм страховых взносов на конец отчетного периода |
По строке 12 | Показывается сумма задолженности на начало расчетного периода |
По строке 13 | Отражается сумма задолженности за территориальным органом Фонда |
По строке 14 | Отражается сумма задолженности за территориальным органом Фонда, образовавшаяся за счет излишне уплаченных страхователем сумм страховых взносов на начало расчетного периода |
Показатель строки 12 | Должен равняться показателю строки 9 расчета за предыдущий расчетный период |
По строке 15 | Отражаются расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нарастающим итогом с начала года с разбивкой «на начало отчетного периода» и «за последние три месяца отчетного периода» |
По строке 16 | Отражаются суммы перечисленных страховых взносов страхователем на лицевой счет территориального органа Фонда, открытый в органах Федерального казначейства, с указанием даты и номера платежного поручения |
По строке 17 | Отражается списанная сумма задолженности страхователя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимаемыми в отношении конкретных страхователей или отрасли, по списанию недоимки, а также в случае принятия судом акта, в соответствии с которым страховщик утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням |
Строка 18 | Контрольная строка, где показывается сумма значений строк с 12, 15–17 |
По строке 19 | Отражается задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода на основании данных бухгалтерского учета страхователя, в том числе недоимка (строка 20) |
Приведем пример заполнения вышеуказанного расчета.
Таблица 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» формы расчета заполняется в отношении расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев. В данной таблице отражаются расходы, произведенные страхователем в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
А вот таблица 4 показывает количество несчастных случаев. Данные таблицы заполняются на основании актов о несчастных случаях на производстве по форме Н-1 (приложение № 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»).
Последняя таблица также входила в состав формы 4-ФСС, в ней отражаются результаты специальной оценки условий труда. Заполнение таблицы 5 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» формы расчета осуществляется на основании данных о проведенной специальной оценке.
Таким образом, форма несколько обновлена, но ряд таблиц остались прежними.
ВАЖНО В РАБОТЕ
С 01 января 2017 года плательщики страховых взносов должны отчитываться по страховым взносам в налоговый орган по месту постановки на учет посредством представления единого документа – расчета. Срок сдачи – не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, независимо от того, в какой форме (электронной или бумажной) представляется расчет.
Изменения страховых взносов в 2017 году
Администрирование налоговым органом страховых взносов осуществлялось до 2009 года, тогда они носили наименование единого социального налога и были дифференцированы в зависимости от начисляемой работнику суммы. Однако в 2009 году было принято решение отдать администрирование страховых взносов в специальные фонды.
Целью введения страховых взносов вместо единого социального налога стал «выход из тени» зарплатных налогов. С введением в силу изменений законодательства в части введения страховых взносов размер их ежегодно увеличивался.
В 2010 году сумма страховых взносов составляла 26% до того момента, пока размер выплат работнику не превысит 415 000 руб.
В 2011 году сумма страховых взносов составила 34% до того момента, пока размер выплат сотруднику не превысит 463 000 руб.
В 2012 году страховые взносы платятся до того периода, когда выплаты сотруднику не превысят 512 000 руб.
В 2015 году страховые взносы тоже «подросли». Произошло это, как всегда, в связи с увеличением порога, до которого взносы начисляются по ставке 30%. В 2014 году база составляла 624 000 руб., и, когда заработок работника нарастающим итогом превышал этот порог, страховые взносы прекращали уплачиваться (кроме 10% в ПФР). В 2015 году предельная база становится разной для разных внебюджетных фондов: для ФОМС ограничений нет вовсе, для ФСС введена планка 670 000 руб., для Пенсионного фонда – 711 000 руб.
2016 год также не стал исключением по росту отчислений в фонды. Взносы в ПФР начисляются по меньшему тарифу с того момента, когда суммы, выплачиваемые физлицу нарастающим итогом с начала года, превысят 796 тыс. руб. Увеличился и размер предельной базы по взносам в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – с 670 тыс. до 718 тыс. руб. На большую сумму взносы не начисляются.
2017 год ознаменуется возвратом к администрированию налоговым органом.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Ответственность плательщиков страховых взносов (страхователей) за непредставление в установленные сроки расчета по страховым взносам, а также сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установлена ст. 119 НК РФ и ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
В целом многим компаниям было удобно уплачивать налог по принципу «одного окна». Плюсы состоят в том, что нет необходимости проводить сверку взаиморасчетов с тремя различными органами, кроме того, обычно налоговый орган, Пенсионный фонд и ФСС находятся в разных местах, поэтому трудозатраты на общение с представителями данных органов могут быть значительными. Также стоит напомнить, что когда существовал единый социальный налог, компании и предпринимателей проверял только один орган – налоговая инспекция, с 2011 года еще добавились проверки Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
Однако перемены в налогообложении могут вызвать и негативные последствия:
- изменение отчетности, замена форм РСВ-1 и 4-ФСС на декларации;
- изменение порядка уплаты взносов;
- возможные споры, связанные с передачей сальдовых остатков по уплаченным страховым взносам;
- необходимость проведения сверки взаиморасчетов;
- возможное изменение КБК для платежей страховых взносов.
В этой связи введены переходные положения в отношении уплаты страховых взносов:
1. Все расчеты, которые велись до 01 января 2017 года, необходимо было закончить с соответствующими фондами. То есть если компания или предприниматель выявили недоимку, уплатить ее нужно будет не в ИФНС, а в фонды за прошедшие периоды.
2. Проверки уплаты страховых взносов, которые компании и предприниматели уплатили до 01 января 2017 года, будут также проводить фонды. Порядок проведения проверки был установлен нормами Федерального закона № 212-ФЗ.
Если говорить о выездных проверках в отношении уплаты страховых взносов, то их будут проводить фонды.
В рамках выездной проверки за периоды до 2017 года фонды имеют право:
- проводить проверки;
- вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля уплаты страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов в случаях, если представленные плательщиками взносов сведения являются неполными или носят противоречивый характер;
- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов;
- требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Также фонды проведут проверки уплаченных взносов за 2016 год. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля уплаты страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля уплаты страховых взносов.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС, исчисленных за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в нем сумме исчисленных страховых взносов на ОПС по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором устранено несоответствие. В таком случае датой представления расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.
- Пункт 7 ст. 431 НК РФ.
В отношении тех взносов, которые будут уплачены в 2017 году, камеральная проверка будет проводиться налоговым органом.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля уплаты страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
- Все ранее действующие разъяснения в отношении уплаты страховых взносов будут действовать в той части, в которой они не противоречат положениям гл. 34 Налогового кодекса.
- Взносов на травматизм изменение в отношении налогового администрирования не касается.
- Отдельные переходные положения в отношении прав и обязанностей фондов представлены в отдельных разъяснениях, которые нужно учитывать в организации работы. К таким разъяснениям, например, относится Информация ФСС РФ «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 01 января 2017 года». В соответствии с данными разъяснениями в 2017 году у ФСС остаются следующие права и обязанности.
Поправки в целом незначительные, и нормы об уплате страховых взносов «перекочевали» в Налоговый кодекс. Однако есть и серьезные поправки.
Во-первых, введены ограничения для начисления страховых взносов на суточные – 700 рублей по России и 2500 – для зарубежных стран.
Во-вторых, изменятся КБК для начисления взносов.
А в-третьих, изменится форма отчетности. Новая форма утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме».
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, сумме начисленных страховых взносов на ОПС представляются в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Сложности для «упрощенцев» в 2017 году
Форма отчета будет выглядеть, как и иные декларации.
Раздел 1 включает в себя показатели сумм страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет (суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), по данным плательщика, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с отражением кода бюджетной классификации Российской Федерации (далее – код бюджетной классификации), на который подлежат зачислению суммы страховых взносов, исчисленные за расчетный (отчетный) период, или возмещению из бюджета, исчисленные за расчетный (отчетный) период. Данный раздел содержит целый ряд подразделов.
В отчете за 2016 год раздел 1 выглядел другим образом.
Наименование показателя | Код строки | Сумма |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
Задолженность за плательщиком страховых взносов (страхователем) на начало расчетного периода |
1 | 1230,00 |
Начислено к уплате страховых взносов | 2 | 30 890,00 |
на начало отчетного периода | ||
за последние три месяца отчетного периода | ||
1-й месяц | ||
2-й месяц | ||
3-й месяц |
Раздел 2 расчета включает в себя показатели сумм страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, по данным плательщиков – глав крестьянских (фермерских) хозяйств с указанием кодов бюджетной классификации, на которые подлежит зачислению сумма страховых взносов. Данный раздел должны заполнять главы фермерских хозяйств.
Раздел 3 расчета заполняется плательщиками на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе в пользу которых в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и(или) гражданско-правовые договоры.
Таким образом, самым важным фактически является раздел 1 с приложениями.
При заполнении формы персонифицированного учета важно обратить внимание на следующее.
Предпринимателям и компаниям рекомендуется проверить:
- персональные данные сотрудника – фамилию, имя, отчество;
- СНИЛС;
- ИНН.
Следует обратить внимание на некое противоречие. С одной стороны, ИНН работодатель при приеме на работу просить не обязан.
К обязательным документам, которые необходимо предъявлять работнику, согласно ст. 57 ТК РФ, относятся следующие:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- документ об образовании и(или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справка о наличии (отсутствии) судимости и(или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Возмещение страхователям перерасхода средств на выплату страхового обеспечения сверх начисленных ими страховых взносов, сложившегося за периоды до 01.01.2017 и в последующие периоды, Фонд осуществляет в установленном порядке.
Мы видим, что в этот перечень ИНН не входит.
С другой стороны, в требованиях к новой отчетности ИНН является обязательным. Но для этого нет необходимости посылать работника в налоговый орган для предоставления сведений об ИНН. Так, ИНН можно узнать на сайте налогового ведомства www.nalog.ru
При расчете страховых взносов важно правильно определить дату осуществления выплат и иных вознаграждений (ст. 424 НК РФ). По общему правилу дата определяется как дата:
- начисления выплат и иных вознаграждений;
- осуществления выплат и иных вознаграждений.
К рискам относятся:
- риски неправильного определения даты начисления страховых взносов;
- риски несвоевременного перечисления страховых взносов в бюджет;
- риски несвоевременной подачи отчетности.
Кроме нового расчета, который принят с 2017 года, необходимо обратить внимание на то, что в случае неправильной уплаты страховых взносов зачет или возврат переплаты должен осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия. Во избежание ошибок, связанных с уплатой страховых взносов, необходимо обратить внимание на изменение КБК, на которые нужно платить взносы. Взыскание недоимки по страховым взносам по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФНС России, поэтому уплату недоимок по результатам проверок с 2017 года необходимо будет осуществлять в ФНС.
В заключение необходимо отметить, что заполнение новых расчетов 4-ФСС и отчетности в налоговый орган может быть связано с дополнительными рисками ошибок в заполнении форм отчетности, в этой связи необходимо уточнить КБК, размер взносов, уплачиваемых в бюджет.