Поделиться статьёй:

Красильникова В.С.

Красильникова В. С.,
практикующий бухгалтер

 

Выездной туризм и применение УСН

В Закон об основах туристской деятельности внесены следующие изменения. К существенным условиям договора отнесена выдача до начала путешествия (минимум за 24 часа) электронных билетов «туда-обратно». Еще одно условие – оформление документа о бронировании гостиницы или иного помещения для проживания (ваучера). Изменения вступили в силу с 2017 года.

Геополитические события последних лет нанесли серьезный ущерб туристическому бизнесу в целом, а для многих российских компаний оказались непреодолимой преградой для дальнейшего продолжения бизнеса.

В условиях, когда число мигрантов-беженцев превышает число туристов, желающих провести свой отпуск в стране богов и мифических героев становится все меньше, многие туристические агентства по всему миру резко сворачивают свою активность. Речь идет о турфирмах, представляющих малый и средний бизнес на рынке оказания туристических услуг.

Крупные фирмы ищут возможность перераспределения своих капиталов, направляя поток туристов по другим, более приоритетным на сегодняшний день направлениям.

При этом вопросы обеспечения безопасности и защиты интересов потребителя услуг сферы туризма рассматриваются даже на государственном уровне.

Путешествия «на свой страх и риск» были и остаются уделом экстремалов-одиночек, большая же часть путешественников желает получить гарантии безопасности от туроператора – поставщика услуг.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, представляют в объединение туроператоров в сфере выездного туризма сведения о турагентах, с которыми у них заключены договоры, в порядке, утвержденном общим собранием членов данного объединения туроператоров.

Изменения в Закон о туристической деятельности, вступившие в 2017 году

Деятельность туристических агентств в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», изменения в который уже приняты и вступили в силу.

Все принятые поправки к закону направлены на защиту интересов рядового туриста, причем касаются эти изменения именно выездного туризма:

  • до начала путешествия турист получает на руки билеты «туда» и «обратно»;
  • туристу вручаются документы о наличии брони места в гостинице;
  • турагентство при вручении билетов проводит обязательную консультацию о страховании возможных рисков. Информация доводится до сведения всех туристов, при этом обязанности заключать договоры страхования не существует.

При заключении договора оказания туристических услуг клиент вправе потребовать копию выписки из Государственного реестра туристических агентств, который появился в 2015 году. Целью его является избавление рынка от фирм-«однодневок», строящих бизнес на обмане граждан. Если фирма, с которой турист решил заключить договор, отсутствует в реестре, то от заключения договора лучше отказаться, так как велика вероятность мошенничества.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» обязывает туристические фирмы сообщать о начале деятельности в территориальный орган Роспотребнадзора. Именно Роспотребнадзор ведет Государственный реестр туроператоров.

За отсутствие регистрации в Едином реестре туроператоров с 2017 года размер штрафа, налагаемого на организацию, составит от 5 до 10 млн руб. Штраф на должностное лицо, не исполнившее свои обязательства, составит от 50 до 100 тыс. руб. Кроме того, должностное лицо будет отстранено от ведения хозяйственной деятельности на полгода.

Новые поправки также регулируют законодательно агентскую деятельность в сфере оказания туристических услуг. У турагента появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом:

  • во-первых, это обязательство агента передать денежные средства, полученные от туриста или иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;
  • во-вторых, это обязательство агента уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта.

И, наконец, ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает четкое определение понятию «туристического агента»: это лицо, юридическое или физическое, работающие за размер комиссии от туристического оператора и осуществляющее реализацию туров от имени и по поручению туроператора.

Среди законодательно принятых новшеств можно также отметить следующие:

  • реализованные путевки подлежат внесению в реестр с указанием полных сведений о гражданах, отдыхающих за границей. Эта информация предназначена на случай возникновения чрезвычайных происшествий;
  • создается дополнительный страховой фонд персональной ответственности, в который будет уходить минимум один процент от полной стоимости тура;
  • планируется введение системы электронных путевок, которая начнет функционировать с 2018 года;
  • ужесточаются требования к руководящему составу турфирм: лица, у которых имеется неснятая
    и непогашенная судимость, не имеют права занимать руководящие должности.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объединение туроператоров в сфере выездного туризма размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представленные туроператорами сведения о турагентах.

Финансовое обеспечение ответственности туроператоров

Самые значимые поправки к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» коснулись организации фонда «Турпомощь». Это общественная организация, основанная на членстве туроператоров и финансируемая за счет членских взносов фирм-участниц.

С 2017 года взносы фирм будут распределяться на два потока: взносы в резервный фонд и взносы в фонд персональной ответственности.

Появилась новая дифференциация взносов в резервный фонд:

  • 50 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн руб.;
  • 100 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно;
  • 300 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;
  • 500 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.

Фонд персональной ответственности туроператоров формируется в соответствии со ст. 11.6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и представляет собой инструмент финансовой защиты туристов в сфере выездного туризма. Максимальный размер фонда формируется в размере 7% от общей цены реализованных туров за предыдущий год, минимальный размер фонда составляет 1% от той же базы.

Средства фонда предназначены для возмещения реального ущерба туристам, возникшего в результате неисполненных турагентством обязательств по заключенному договору.

Порядок возмещения установлен постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и(или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма».

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объединение «Турпомощь» начало свою активную деятельность с марта 2016 года. В настоящий момент каждый туроператор обязан иметь членство в объединении. На турагентства, работающие по заключенным с туроператорами агентским договорам, данная мера не распространяется.

Новая редакция ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ужесточает требования к туроператору в случае невозможности исполнения им обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

В частности, туроператор обязан прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения агентами, реализующими данный тур.

Внесенными в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» поправками определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и(или) иным заказчиком в форме электронного документа (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение «Турпомощь».

На своем официальном сайте в сети Интернет «Турпомощь» размещает уведомление о дате начала сбора требований по возмещению ущерба. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои требования в установленном порядке, после чего начинается 10-дневная процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

В случае принятия положительного решения о возмещении ущерба по заявлению туриста денежные средства перечисляются на банковский счет туриста.

Решение об отказе в возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения. Срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2017 года решено создать фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Размер ежегодного взноса равняется 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.

Как вести учет расходов на страхование гражданской ответственности туроператора
при применении УСН

Турагентствам, работающим в сфере малого бизнеса и применяющим УСН, вероятнее всего, придется вносить изменения в Устав организации. Четко прописанные нормы Устава позволят снизить налогооблагаемую базу при применении УСН в опции «6 процентов от дохода». Основной вид деятельности должен соответствовать коду ОКОНХ для турагентств. Вопросы формирования фондов должны быть оговорены в договоре с туроператором, от имени и по поручению которого работает агент.

Если же используется другой способ налогообложения (УСН – 15% от базы «доходы минус расходы»), то суммы, выплаченные в соответствии с уставной деятельностью, относятся на расходы, снижающие налогооблагаемую базу.

В некоторых случаях по установленным направлениям туристические фирмы должны внести предоплату в сумме полной стоимости выбранного тура, заключив соглашение с туроператором. Многие турагентства, работающие за комиссионный процент оператора, не смогут себе такого позволить. Такие фирмы будут вынуждены принять решение о своей ликвидации либо перестраивать свою хозяйственную деятельность с учетом новых требований.

Здоровая конкурентная борьба пойдет на пользу потребителям – туристам.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2017 года вводится аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии.

Практические примеры при применении УСН в данной деятельности

УСН используют организации, работающие по агентским договорам. Такой договор заключается между крупной фирмой-туроператором и небольшим агентством. Предметом договора является реализация туров и поиск клиентов – потребителей данной услуги. Агентство выполняет роль посредника между клиентом – физическим лицом и туроператором. При этом услуги агентства для физического лица бесплатны, потому что оплату агентство получает от туроператора. Турагентство имеет право предлагать попутные услуги для клиентов, получая дополнительную выручку. При использовании УСН выручка приходуется по факту поступления оплаты. Каким образом вступление в силу поправок к ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» повлияет на выручку по агентскому договору?

Договоры между туроператором и агентством будут перезаключены в свете новых правил.

Всю ответственность по заключенным договорам возьмет на себя туроператор, а агентство получит причитающуюся ему комиссию только по окончании тура, при условии отсутствия форс-мажорных обстоятельств. Конечно, в случае появления непредвиденных затрат турагентство имеет право на получение части своей комиссии, но такие случаи будут рассматриваться по отдельности.

Подводя итог, хочется отметить, что введение поправок к закону о туристической деятельности повысит заинтересованность всех структур туристического бизнеса в реализации качественного турпродукта, что служит интересам рядового потребителя.

Деятельность посреднического агентства становится «прозрачной» для любого туриста. Заключать договор потенциальному клиенту агентства придется с туроператором, предоставляющим страхование рисков по туру и возмещение ущерба в случае его возникновения. Пользоваться или не пользоваться при этом услугами агентства-посредника – уже станет вопросом личного выбора туриста.