Поделиться статьёй:
Оценка условий труда
по-новому
Башкина О. В.,
практикующий юрист
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры – аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
С 01 января 2014 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Результаты проведения специальной оценки применяются для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда
на рабочем месте.Пункт 7 ст. 7 Закона № 426-ФЗ.
Новая оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР в целях предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Как следует из ст. 3 Закона № 426-ФЗ, «специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля. Также в законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами. Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда и предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Необходимо отметить, что при проведении специальной оценки условий труда потенциально вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса подлежат не только измерениям, но и исследованиям, в том числе требующим специальных познаний в области медицины. При этом эксперты организации, проводящей специальную оценку условий труда, должны иметь высшее образование в области гигиены труда.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Раньше аттестации рабочих мест подлежали практически все рабочие места, за рядом противоречивых исключений. При этом существовали места, которые действительно нужно было исследовать инструментально, но имелись и такие, в отношении которых все эти измерения не были необходимы.
Процедура проведения спецоценки
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и привлекаемой им на основании гражданско-правового договора организацией, включенной в специальный реестр. В свою очередь, организация, проводящая оценку, может заключать договор добровольного страхования ответственности для обеспечения исполнения своих обязательств, связанных с риском наступления ответственности вследствие причинения ущерба работодателям или работникам.
ВАЖНО В РАБОТЕ
По общему правилу, проводить СОУТ нужно в отношении всех рабочих мест, даже тех, которые ранее можно было не аттестовать.
Специальная оценка условий труда может быть плановой и внеплановой. Плановая осуществляется не реже одного раза в пять лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) оценки. Внеплановая проводится в течение шести месяцев со дня наступления одного из следующих случаев:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и(или) опасных факторов на работников;
- изменение в применении средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и(или) опасных факторов на работников;
- несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание;
- иные случаи.
Классификация условий труда
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные при этом подразделены на 4 подкласса (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Этапы проведения специальной оценки условий труда
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, сотрудника и осуществляющей оценку организации, а также требования к последней.
ВАЖНО В РАБОТЕ
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Основные этапы проведения специальной оценки условий трудаОсновные этапы проведения специальной оценки условий труда
Подготовка к проведению специальной оценки условий трудаПодготовка к проведению специальной оценки условий труда
Идентификация вредности (опасности
Деклариро-вание ответственности условий труда (*)
Измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производствен-ной среды и трудового процесса
Оформление результатов специальной оценки условий труда
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные или опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Компенсации за опасные или вредные условия труда
В части компенсаций за опасные или вредные условия труда Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс, которые во многом воспроизводят положения действующего в настоящее время постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 с некоторыми дополнениями.
ВАЖНО В РАБОТЕ
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для сотрудников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю. При этом вводится новое правило: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия сотрудника в виде соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю. При этом ему выплачивается отдельная денежная компенсация в порядке, размерах и на условиях, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями или коллективными договорами.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска сотрудникам, условия труда которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, составляет 7 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.
Важной новеллой Закона № 421-ФЗ является возможность заменить часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую минимальную продолжительность данного отпуска, отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Плановая СОУТ осуществляется не реже одного раза в пять лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) СОУТ.
Минимальный размер повышения оплаты труда сотрудникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, как и ранее, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
При этом в случае реализации компенсационных мер их порядок и условия осуществления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с фактически реализуемыми в отношении работников мерами по состоянию на день вступления в силу Закона № 421-ФЗ.
Контрольные функции
Роструд наделяется полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанного закона. При этом ведомство уже осуществляет госконтроль (надзор) за соблюдением трудового законода-тельства, а также ведет реестр деклараций соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
ВАЖНО В РАБОТЕ
До истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель вправе на основании ст. 219 ТК РФ и ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ.
Кроме того, новый закон наделяет Минтруд полномочиями по проведению аттестации и выдаче соответствующих сертификатов экспертам в области специальной оценки условий труда, а Росаккредитацию – полномочиями по проведению аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, осуществляющих специальную оценку условий труда.
Ответственность
Закон № 421-ФЗ существенно ужесточает ответственность за нарушения в сфере охраны труда.
В частности, в Уголовный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми штраф за нарушение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, увеличивается с 200 000 до 400 000 рублей. Кроме того, вводится ответственность за нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Поскольку на данный момент методика проведения специальной оценки условий труда не утверждена, приходится констатировать, что проведение специальной оценки условий труда в настоящее время невозможно.
С 01 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен рядом статей, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны труда, за которые для юридических лиц устанавливаются административные штрафы в размере до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Переходные положения
Если до 2014 года была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона № 426-ФЗ, используются результаты аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком.
ПЕРВОИСТОЧНИК
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Часть 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ.
Если же у работодателя появилось желание провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов, это его полное право. Буквальное толкование указанной статьи позволяет сделать вывод о том, что аттестация к моменту вступления в силу Закона «О специальной оценке условий труда» должна быть уже проведена, и только в этом случае ее результаты могут считаться действительными – до окончания срока их действия.
Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда
на рабочем месте
...
1. Дополнить трудовой договор пунктом 4 следующего содержания: «Условия труда на рабочем месте по степени вредности и(или) опасности являются вредными, подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени)».
2. Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора № 015 от 25.01.2013 и вступает в силу с 01.03.2014 г.
3. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу. Один экземпляр соглашения хранится у Работодателя, другой – у Работника.
...