Поделиться статьёй:

УСН | ТОЧКА ОТЧЕТА

Клочков М. Б.

Клочков М. Б.,
ведущий юрисконсульт ООО «Центральная Эксплуатирующая компания»

В каких случаях «упрощенцы»
должны платить экологический сбор

Для компаний, деятельность которых подразумевает использование автомобилей, а также приводит к образованию отходов и мусора, платежи за негативное воздействие на окружающую среду – неизбежная статья расходов. Все ли компании обязаны уплачивать экологический платеж и можно ли учесть в расходах такие суммы?

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом № 7-ФЗ, иными федеральными законами.

В процессе деятельности организации основными видами негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • размещение отходов производства и потребления (производственные отходы);
  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами (автомобильный транспорт).

Основные правила заполнения и подачи расчета платы за негативное воздействие

На «упрощенцев», так же как и на другие хозяйствующие субъекты, возложены обязанности по внесению платы за негативное воздействие на природу и сдаче соответствующего расчета. Форма расчета утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (далее – приказ № 204). Расчет представляется плательщиками в территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по субъектам РФ по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчет представляется по местонахождению на каждой производственной территории или регистрации передвижного объекта негативного воздействия. При этом если у организации имеется несколько источников загрязнения окружающей среды, расчет по каждому из них включается в единый расчет.

krugПЕРВОИСТОЧНИК

Загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

- Статья 1 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Если сумма платежа в отчетном периоде составляет 50 тыс. руб. и более, расчет необходимо представить в электронном виде (на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи) (п. 11 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом № 204).

Расчет можно направлять в отделение Росприроднадзора по почте письмом с уведомлением.

Государственный учет стационарных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

В настоящее время у юридических лиц отсутствует обязанность самостоятельно ставить стационарные объекты на государственный учет. Но обращаем ваше внимание на то, что с 01 января 2015 года юридические лица, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на указанных объектах, будут обязаны ставить на государственный учет такие объекты.

Для этого необходимо будет подать заявку в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией (полагаем, что данным органом будет Росприроднадзор, ведущий и в настоящее время учет таких объектов) (п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Чтобы стать плательщиком экологического сбора за выбросы передвижных объектов, никуда на учет вставать не нужно. Законодательство этого не требует. Просто по итогам каждого истекшего квартала рассчитывается плата за выбросы от транспортных средств в атмосферу.

Определение плательщика платы за отходы

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении определения плательщика платежей за размещение отходов приоритетным является вопрос определения собственника отходов. Статьей 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Росприроднадзор не обязан напоминать о необходимости перечислять плату за негативное воздействие на природу. Поэтому ждать каких-либо уведомлений нецелесообразно. 

В соответствии со ст. 236 ГК РФ собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги просто по их вывозу и размещению, поскольку наличие договора только на оказание услуг по транспортировке и размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов.

В отношении вопросов о переходе права собственности на отходы. Росприроднадзор в информационном сообщении от 15.08.2014 отмечает, что предусмотренное гр. 14 Порядка заполнения раздела 4 (Размещение отходов производства и потребления) приложения 1 к приказу № 204 конечное размещение отходов предусматривает заключение договоров о конечном размещении отходов.

Такие договоры предполагают переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договорам купли-продажи, мены или дарения, безвозмездной передачи. Договор о конечном размещении отходов является самостоятельным видом договора отчуждения собственности и может быть безвозмездным. В соответствии с таким договором специализированная организация принимает на себя все обязанности по размещению отходов, в том числе по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет.

В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.

В отношении расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду арендаторами производственных помещений следует учитывать, что вопросы права собственности на образованные арендатором отходы могут быть оговорены между арендодателем и арендатором в договоре аренды.

В случае если в договоре аренды предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов осуществляет арендодатель. В случае если вопрос собственности на образованные арендатором отходы не урегулирован в договоре аренды, то обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остается за арендатором согласно указанным выше положениям Закона № 89-ФЗ и ГК РФ.

В договоре условие о переходе права собственности может выглядеть следующим образом:

1.4. По настоящему договору Исполнителю переходит право собственности на ТБО Заказчика.

Обособленные подразделения

Поскольку обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, такая обязанность должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно (письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167).

А в соответствии с п. 19 Порядка № 204 плательщик производит исчисление и уплату платы за негативное воздействие на окружающую среду отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Следовательно, плата за негативное воздействие уплачивается по местонахождению (месту регистрации) объектов размещения отходов (т. е. по местонахождению обособленных подразделений). Отчетность за негативное воздействие на окружающую среду также подается по местонахождению обособленных подразделений. Также отчетность может подаваться по местонахождению головной организации в том случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Плательщики ставятся на учет по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия.

При этом обособленное подразделение юридического лица самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица лишь при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии соответствующей доверенности у руководителя обособленного подразделения.

Платят все

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании определения Конституционного суда от 10.12.2002 № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом.

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с Законом № 7-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632, приказом № 204.

Ни Закон № 7-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм (критериев) освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С учетом изложенного, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, организации социальной и культурной сферы, а также иные бюджетные организации обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за установленные законодательством виды негативного воздействия на окружающую среду.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Несвоевременное представление субъектом малого предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не приводит к обязанности применения пятикратного повышающего коэффициента.

Транспорт на предприятии

Для владельцев транспорта предусмотрен специальный раздел расчета – раздел 2. В соответствующих графах этого раздела отражают показатели, которые используются для определения суммы сбора, и итоговые значения. Всю информацию нужно приводить по видам топлива. Соответственно если вы используете несколько видов топлива, для каждого вида будет своя строка. Итоговую сумму платы, указанную в разделе 2, перенесите во второй лист расчета, указав по строке 034. И не забудьте оформить титульный лист.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Для расчета платы за негативное воздействие на природу нужно знать объем израсходованного бензина в тоннах. Поэтому если вы учитываете бензин в литрах, сделайте пересчет единиц. Для этого узнайте плотность топлива.

Расчет экологического платежа производят исходя из количества топлива в тоннах. Плотность топлива может быть указана в накладных на отпуск или в спецификациях. Для перевода литры умножаются на плотность топлива. Данные по плотности топлива приведены в письме ФНС России от 25.03.2003 № 03-3-09/0412/23@:

Вид топливаСредняя плотность, т/литр
Бензин марки А-76 (АИ-80) 0,000715
Бензин марки АИ-92 0,000735
Бензин марок АИ-93, АИ-95 0,000750
Бензин марки АИ-98 0,000765
Дизельное топливо 0,000825
Сжиженный газ 0,000583
Керосин 0,000780–0,000850 в зависимости от марки

Норматив платы за выбросы от транспортных средств следует корректировать на специальные коэффициенты. При этом все плательщики используют как минимум два из них – это коэффициент экологической значимости, дифференцированный по регионам России, и коэффициент, учитывающий инфляцию.

Коэффициенты,
учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы),
по территориям экономических районов Российской Федерации.

Экономические районыЗначение коэффициента
Для атмосферного воздуха *Для почвы **
Северный 1,4 1,4
Северо-Западный 1,5 1,3
Центральный 1,9 1,6
Волго-Вятский 1,1 1,5
Центрально-Черноземный 1,5 2
<....>    

* применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при загрязняющих выбросах в атмосферный воздух городов;

** применяется при размещении отходов производства и потребления.

Пример.

Общество в своей деятельности эксплуатирует легковой и грузовой автомобили, зарегистрированные в г. Москве (Центральный экономический район РФ). За IV квартал 2014 года было израсходовано 1,4 т бензина АИ-92 и 0,4 т дизельного топлива.

Норматив платы за 1 т бензина равен 1,3 руб., а за 1 т дизельного топлива – 2,5 руб. Компания применяет следующие коэффициенты к нормативу платы:

  • коэффициент экологической значимости – 1,9 (именно такое значение установлено для Центрального экономического района);
  • коэффициент, учитывающий инфляцию, – 2,20;
  • дополнительный коэффициент – 1,2 (за выбросы вредных веществ в атмосферу городов).

Дополнительный коэффициент 2 не применяется и считается равным единице.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В 2014 году для установленных нормативов (постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344) применяется поправочный коэффициент 2,33. К нормативам платы, измененным постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410, применяется коэффициент 1,89.

По итогам IV квартала бухгалтер рассчитал плату за выбросы автомобилями загрязняющих веществ. По автомобилю, использующему бензин марки АИ-92, сумма составила 9,13 руб. (1,4 т х 1,3 руб./т х 1,9 х 1,2 х 2,20). А по автомобилю, использующему дизельное топливо, – 5,02 руб. (0,4 т х 2,5 руб./т х 1,9 х 1,2 х 2,20). В результате общая сумма платы за загрязнение окружающей среды за II квартал составила 14,15 руб. (9,13 руб. + 5,02 руб.).

Заполняем раздел 2 расчета.

№   
п/п   
Вид топливаФактическое количество израсх. топлива, тЕдиница измеренияНорматив платы, руб./т, тыс. куб. мКоэф. экол. значимостиДополнит. коэффициент 2Дополнит. коэффициент 1,2Коэф., учитывающий инфляциюСумма платы, всего, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Бензин неэтилированный 1,4 тонна 1,3 1,9 1 1,2 2,20 9,13
2 Дизельное топливо 0,4 тонна 2,5 1,9 1 1,2 2,20 5,02
Итого: X X X X X X X 14,15

krugПОЗИЦИЯ РОСТЕХНАДЗОРА

Плательщиком выступает именно то лицо, которое фактически эксплуатирует транспорт, и не имеет значения, находится ли данный транспорт на балансе организации или в собственности индивидуального предпринимателя, арендуется ими либо приобретен в лизинг.

- Письмо от 15.05.2008 № 04-09/712.

Упрощенная система налогообложения

Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, отнесены платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Кроме того, п. 4 ст. 270 НК РФ определено, что платежи за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в расходах не учитываются.

Таким образом, в расходах при применении УСН с объектом обложения «доходы минус расходы» могут быть учтены платежи за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов.

krugПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Если в соответствии с договором арендодатель разрабатывает нормативы, получает разрешение и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду, то эти суммы можно учесть при расчете единого налога в составе материальных расходов на основании п. 2 ст. 346.16 НК РФ в пределах установленных нормативов.

- Письма от 21.08.2007 № 03-11-05/193, от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1.

Бухгалтерский учет

В бухучете сумму платы на расходы могут списать все «упрощенцы» независимо от применяемого объекта налогообложения. Сумма отражается записью в последнее число того квартала, за который сделан расчет платежа. Проводка делается по дебету счета учета расходов на содержание транспортных средств (счета 26, 44 и др.). А в кредите будет счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По нашему мнению, использовать счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» не совсем корректно, так как на данном счете согласно Инструкции к Плану счетов учитываются платежи налогового характера. А экологический сбор, напомним, таковым не является.

Платеж отражайте в учете на основании бухгалтерской справки. Обязательно приведите в ней сам расчет платежа и укажите отчетный период. Не забывайте, что экологический сбор считается не нарастающим итогом с начала года, а отдельно по кварталам. И если транспорт используется у вас в течение года приблизительно с равной нагрузкой, то платежи за каждый квартал будут примерно одинаковыми.