Поделиться статьёй:
К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА
Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»
О Едином реестре проверок
В 2016 году произойдут серьезные изменения в отношении проверок малого и среднего бизнеса. Во-первых, вводится мораторий на проведение проверок, а во-вторых, создан Единый реестр проверок, который позволит понять, что в компании планируется проверка.
Единый реестр проверок формируется на основании следующих документов:
- постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения Единого реестра проверок»;
- Поручение Президента Российской Федерации № Пр-3086, п. 6 о создании Единого реестра учета плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля, размещения информации об их результатах и принятых мерах;
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- информация о проводимых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями проверках, их результатах и принятых мерах доступна на сайте proverki.gov.ru.
Реестр создается в рамках реформы системы государственного контроля, которую сопровождает Экспертный совет при Правительстве РФ.
ПЕРВОИСТОЧНИК
Оператором Единого реестра является Генеральная прокуратура, которая должна обеспечивать размещение на указанном сайте общедоступной информации из реестра.
- Часть 1 ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ.
Что в него включается?
В Едином реестре должна содержаться информация о проверке и органе контроля, который ее проводит, о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого она проводится. Обязательной также будет публикация отчета о проверке, принятых мерах по результатам контрольного мероприятия, а также исполнении или обжаловании результатов проверок.
Для того чтобы понять, включена ли ваша компания в реестр, достаточно ввести:
- ИНН;
- наименование компании;
- год проверки.
В принципе, в реестре можно найти информацию о любой компании.
Приведем пример.
Введем наименование организации ООО «Мечта» и увидим, в каких проверках компания участвовала в 2015 году.
Учетный номер проверки: 36150500021933
- ОГРН: 1037724007276
- ИНН: 7724261610
- Наименование проверяемого лица: ООО «Мечта»
- Месяц начала проведения проверки: сентябрь 2015 года, 20 дней 0 часов
Место нахождения объекта:
- Наименование органа государственного контроля: 36 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
- Цель проведения проверки: Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
- Вид проверки: В
- Тип проверки: плановая
- Наименование органа прокуратуры, согласовавшего проведение проверки: прокуратура Воронежской области
Учетный номер проверки: 58150500025968
- ОГРН: 1037724007276
- ИНН: 7724261610
- Наименование проверяемого лица: ООО «Мечта»
- Месяц начала проведения проверки: сентябрь 2015 года, 20 дней 50 часов
Место нахождения объекта:
- Наименование органа государственного контроля: Государственная инспекция труда в Воронежской области
- Цель проведения проверки: государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.ст. 354, 356 ТК РФ)
- Вид проверки: выездная
- Тип проверки: плановая
- Наименование органа прокуратуры, согласовавшего проведение проверки: прокуратура Воронежской области
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬВнесение сведений о проверке в реестр – это рядовое статистическое мероприятие. Таким образом, любое обжалование проверок, связанное с отсутствием или недостоверностью сведений в Едином реестре, представляется абсолютно бессмысленным.
В целом, в реестре можно найти следующую информацию:
а) информацию о проверке, содержащую:
- учетный номер и дату присвоения учетного номера проверки;
- дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля
о проведении проверки; - даты начала и окончания проведения проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- вид проверки (плановая, внеплановая);
- форму проверки (выездная, документарная);
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- сведения о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случае, если такое согласование проводилось;
- сведения о включении плановой проверки в ежегодный сводный план проведения плановых проверок;
б) информацию об органе контроля, содержащую:
- наименование органа контроля;
- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного на проведение проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверки;
- указание на реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»;
в) информацию о лице, в отношении которого проводится проверка, содержащую:
- наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя
и идентификационный номер налогоплательщика; - место нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), в отношении которого проводится проверка;
- место фактического осуществления деятельности юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
- место нахождения опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов использования атомной энергии, если проводятся мероприятия по контролю в отношении таких объектов;
г) информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
д) информацию о результатах проверки, содержащую:
- дату, время и место составления акта проверки;
- дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя;
- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность должностного лица (должностных лиц), проводившего проверку;
- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки,
о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; - сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения
(с указанием положений правовых актов); - сведения о несоответствии информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений нормативных правовых актов);
- указание на отсутствие выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (в случае если нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено);
- сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае если проверка не проведена);
е) информацию о мерах, принятых по результатам проверки, содержащую:
- сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений и(или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания);
- сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
- сведения о фактах невыполнения предписаний органов контроля об устранении выявленного нарушения обязательных требований и(или) требований, установленных муниципальными правовыми актами
(с указанием реквизитов выданных предписаний); - перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц;
- сведения о приостановлении или об аннулировании ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных документов, имеющих разрешительный характер;
- сведения об отзыве продукции;
- сведения о выполнении лицом, в отношении которого проводилась проверка, предписания
об устранении выявленных нарушений; - сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
- сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) органа контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования;
ж) информацию об отмене результатов проверки в случае, если такая отмена была произведена.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Положения ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ в части присвоения проверке учетного номера и включения в Единый реестр проверок информации о проверках применяются в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов РФ, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 01.07.2016, а в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, – с 01.01.2017.
Порядок ведения реестра
Информация подлежит внесению в Единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки.
Каждой проверке присваивается уникальный номер.
Учетный номер проверки состоит из следующих частей:
а) 1-я часть – две цифры, определяющие код региона по месту издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки (при невозможности определения кода региона указывается значение «00»);
б) 2-я часть – две цифры, определяющие последние две цифры года проведения проверки;
в) 3-я часть – восемь цифр, определяющих порядковый номер проверки, генерируемых для каждой новой проверки последовательно.
Информация, содержащаяся в информационных системах органов контроля и подлежащая размещению в Едином реестре проверок, может быть размещена в Едином реестре проверок в автоматизированном режиме посредством организации взаимодействия Единого реестра проверок с иными информационными системами. Основания и порядок подключения к Единому реестру проверок других информационных систем определяются оператором Единого реестра проверок.
Общий доступ предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в Единый реестр проверок посредством ее размещения оператором Единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в форме открытых данных.
Вместе с тем подобный реестр имеет ряд недостатков. Во-первых, компания не может оценить перспективу проведения проверки в последующие годы, поскольку последним годом, установленным в системе, является 2015 год. Во-вторых, компании нельзя в режиме онлайн получить акт, решение, а также его оспорить, послать свои возражения.
Но сам по себе ресурс может оказаться полезным как инструмент проверки контрагентов, например, либо в иных познавательных целях. В частности, проконтролировать наличие выданных по итогам проверки предписаний (на случай ошибки Почты России, не доставившей Акт проверки с предписанием), посмотреть, не отправил ли проверяющий в другие органы информацию по таким обнаруженным нарушениям, которые относятся к «чужой» подведомственности (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ), а представители малого бизнеса могут подсчитать общегодовое количество часов плановых выездных проверок (п. 3 ч. 2 ст. 13.3 и п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В целом подобная система положительна, но любой компании хотелось бы ее немного доработать, учитывая насущные потребности в информации.