Поделиться статьёй:

Лермонтов Ю. М.

Лермонтов Ю. М.,
государственный советник Российской Федерации
3-го класса 

Планируемые изменения
налогового законодательства,
затрагивающие малый бизнес

В конце октября 2016 года Минфин России на своем сайте опубликовал проект Основных направлений налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов. Данный документ предусматривает изменения, которые коснутся и субъектов малого бизнеса.

Как известно, целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров областного бюджета и бюджетов муниципальных образований области.

Поощрения для самозанятых граждан

Первой мерой, предполагаемой к введению для стимулирования деятельности малого бизнеса, называется освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и обложения страховыми взносами на срок до 31 декабря 2018 года доходов физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг другим физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми) и не являющихся индивидуальными предпринимателями. Условием для такого освобождения называется добровольное уведомление физическими лицами об осуществлении ими указанной деятельности. Также предполагается освобождение от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением данного требования, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ предусматривает налоговую ответственность за ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение соответствующего времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Гражданское законодательство будет регулировать статус самозанятых граждан.

В качестве меры, исключающей риск перехода действующих индивидуальных предпринимателей на предлагаемый режим в целях неуплаты налогов и страховых взносов, выступит норма о том, что такими преференциями смогут воспользоваться только те физические лица, которые ранее не были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

Улучшения для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД или ПСН

Вторая мера, указанная в Основных направлениях налоговой политики, связана с изменениями законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Это означает, что с 01 июля 2018 года на индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход или налогоплательщиками патентной системы налогообложения, будет возложена ранее отсутствовавшая обязанность по применению контрольно-кассовой техники.

Основными направлениями налоговой политики в этой связи предлагается предоставить таким индивидуальным предпринимателям право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных при условии регистрации ККТ в налоговых органах, в размере не более 18 000 руб. за один аппарат.

Кроме того, будет проработан вопрос о создании механизма снижения стоимости приобретаемой налогоплательщиками контрольно-кассовой техники путем предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий изготовителям данной техники.

Новый порядок определения коэффициента-дефлятора при ЕНВД

Третья мера предполагает корректировку механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, при этом базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты-дефляторы К1 и К2 (п.п. 2 и 3 ст. 346.29 НК РФ).

В настоящее время К1 понимается ст. 346.27 НК РФ как устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор. На 2016 год такой коэффициент-дефлятор установлен Федеральным законом от 29.12.2015 № 386-ФЗ в размере 1,798.

В Основных направлениях налоговой политики предлагается при принятии актов законодательства о налогах и сборах в рамках бюджетного процесса на очередной финансовый год и плановый период зафиксировать на трехлетний период значения указанного коэффициента на каждый год исходя из уровня прогнозируемой инфляции.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Переход на патентную систему налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Уменьшение при применении ПСН стоимости патента на сумму страховых взносов

В настоящее время гл. 26.5 НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на сумму страховых взносов как индивидуальными предпринимателями, имеющими наемных работников, так и индивидуальными предпринимателями, не имеющими наемных работников и уплачивающими страховые взносы только за себя. Минфином России на это обращено внимание в письмах от 07.04.2016 № 03-11-11/19849 и от 18.02.2013 № 03-11-11/72.

Четвертая мера, предусмотренная Основными направлениями налоговой политики для субъектов малого бизнеса, заключается в предоставлении налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, возможности уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, по аналогии с плательщиками, применяющими ЕНВД и упрощенную систему налогообложения.

Последствия несвоевременной оплаты патента при применении ПСН

В силу п. 2 ст. 346.51 НК РФ налогоплательщики, по общему правилу, производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки:

1) если патент получен на срок до 6 месяцев – в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года:

  • в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

При этом если налогоплательщиком налог в установленные сроки не был уплачен, то налогоплательщик на основании пп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

Последняя, пятая мера, упомянутая в Основных направлениях налоговой политики применительно к субъектам малого бизнеса, касается исключения несвоевременной оплаты патента из числа оснований для прекращения применения патентной системы налогообложения.

Вместо этого предполагается установить применение штрафа в размере 20% за несвоевременную уплату стоимости патента.