Поделиться статьёй:

Компания обратилась в суд, потребовав признать незаконными действия налогового органа по осмотру ее помещения. Как указала компания, данный осмотр проводился вне рамок выездной проверки. При этом понятые не привлекались.

Возражая, инспекция сослалась на то, что НК РФ не запрещает налоговому органу проводить такое мероприятие налогового контроля, как осмотр (обследование) помещений, территорий для определения соответствия фактических данных об объектах налогоплательщика документальным сведениям. Кроме того, отсутствие понятых при осмотре не является нарушением законодательства, т. к. по НК РФ они должны быть при выездной проверке. В результате таких действий у компании не возникло каких-либо негативных последствий в виде возложения обязанностей либо создания препятствий для ведения деятельности. Суд округа поддержал позицию компании и указал следующее.

По НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента осуществляется должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящих проверку.

Такой доступ возможен при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки.

В силу НК РФ вне рамок выездной проверки при определенных условиях допускается осмотр документов и предметов. В отношении осмотра территорий и помещений такое право, исходя из НК РФ, у налоговой инспекции отсутствует. Проведение осмотра территорий в рамках камеральной проверки напрямую НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, вне выездной проверки осмотр помещения не допускается. 

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.08.2015 № Ф09-5158/15