Поделиться статьёй:
Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»
Новые правила обжалования результатов
налоговых проверок
Многие компании, несмотря на введенный мораторий, почувствовали некое давление со стороны налоговых органов в виде усиления камеральных налоговых проверок. Поэтому стал актуальным и вопрос обжалования актов, действий и бездействия налоговых органов. А несоблюдение установленного порядка, например, досудебного обжалования может привести к тому, что компании откажут в рассмотрении жалобы. Кроме того, необходимо учитывать изменения законодательства, в частности, положения Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
В последнее время полномочия налоговых органов при проведении налоговых проверок постоянно расширялись, так, например, с 2015 года налоговый орган получил право проводить в рамках камеральных проверок по НДС проверки складов налогоплательщика, а также накладывать арест на счета в случае несоблюдения порядка сдачи электронной отчетности по НДС.
В 2016 году также внесены изменения в отношении дополнительных обязанностей налогоплательщика, а именно:
1. Обязанность представления пояснений к налоговой декларации по НДС в электронном виде. Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме. Если налогоплательщик представил пояснения на бумажном носителе, то подобные пояснения не считаются поданными.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Если «упрощенец» добровольно выставляет контрагенту счет-фактуру, то он обязан сдавать налоговую декларацию по НДС.
2. Обязанность представления дополнительных сведений при проведении камеральной проверки. Ранее перечень вопросов, по которым налоговый орган запрашивал разъяснения, всегда вызывал недоумение у налогоплательщика, например, имеет ли право налоговый орган запрашивать информацию о кадрах или об имуществе налогоплательщика в рамках камеральной проверки.
Теперь в ст. 88 НК РФ внесены изменения, и налоговый орган получил дополнительные полномочия в отношении документов, подтверждающих право на льготы. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения:
- об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы;
- истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Отдельно внесены поправки, касающиеся порядка представления документов в налоговый орган.
1 Расширены виды представления документов в налоговый орган.
Истребуемые документы могут быть представлены:
- представлены через личный кабинет налогоплательщика.
- переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
- направлены по почте заказным письмом;
- через представителя;
- проверяемым лицом лично;
2. Установлены требования к порядку представления документов.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты. Представление документов, составленных в электронной форме по установленным форматам.
В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Кроме того, изменился и порядок рассмотрения материалов налоговой проверки.
Рассмотрение акта и возражений руководителем налогового органа и назначение дополнительных мероприятий
На практике по результатам обжалования акта налоговой проверки налоговый орган часто назначает дополнительные мероприятия налогового контроля. Однако этот момент не был урегулирован в Налоговом кодексе.
Теперь установлено следующее:
- Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам
в течение 10 дней выносится решение. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. - В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
- Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка
(его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Внесены изменения в порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим органом
- Как и ранее, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
- В случае наличия противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу, при рассмотрении привлекается лицо, подавшее жалобу.
- Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы.
Остальной порядок обжалования остался прежним.
Пошаговая процедура обжалования результатов налоговых проверок
Акт налоговой проверки обжалуется в том же налоговом органе, который провел проверку.
Если налоговый орган не согласился с позицией налогоплательщика и вынес решение не в пользу компании, то необходимо его обжаловать:
- сначала в вышестоящем налоговом органе;
- потом в суде.
В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:
- в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
- в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях
(п. 5 ст. 101.4 НК РФ),
можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Решение оспаривается в следующем порядке.
В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам (п. 2 ст. 138 НК РФ). Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Скачать: Пример подачи жалобы в Word
Подача жалобы (апелляционной жалобы) с документами, |
||||||||
|
|
|||||||
Подача заявления об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) |
||||||||
Установлены обстоятельства для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью |
||||||||
ДА
в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве
|
НЕТ |
|||||||
Вынесение решения об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части |
Представление дополнительных документов, подтверждающих доводы подателя |
|||||||
в течение 3 дней
со дня его принятия |
||||||||
Сообщение подателю жалобы (апелляционной жалобы) о принятом решении в письменной форме |
||||||||
Повторная подача жалобы (апелляционной жалобы) в пределах установленного срока |
||||||||
Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы), документов, |
||||||||
|
Вынесение решения о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) при наличии оснований, предусмотренных п. 6 ст. 140 НК РФ |
в течение 3 дней со дня его принятия |
Решение вручается подателю жалобы |
|||||
Вынесение решения о приостановлении исполнения обжалуемого акта при наличии заявления от подателя жалобы и оснований, предусмотренных п. 5 ст. 138 НК РФ |
в течение 3 дней со дня его принятия |
Сообщение о принятом решении в письменной форме подателю |
||||||
По результатам рассмотрения установлено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки |
ДА |
Вправе отменить обжалуемое решение, рассмотреть материалы проверки и все документы по жалобе (апелляционной жалобе) в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, и вынести новое решение |
||||||
НЕТ
|
||||||||
Вынесение решения по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)
в течение 1 месяца со дня ее получения (+1 месяц в случае продления этого срока):
|
||||||||
в течение 3 дней |
||||||||
Решение вручается подателю жалобы |
||||||||
Подача жалобы в ФНС России (в течение 3 месяцев со дня принятия решения по соответствующей жалобе) |
Подача заявления в суд (в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока его принятия |
Примеры процессуальных и материальных нарушений
Примеры процессуальных нарушений | Примеры нарушений материального права |
---|---|
1. Истребование излишних документов. 3. Повторное вынесение решения по одним и тем же нарушениям. |
1. Доначисление налогов расчетным путем. 2. Оценка подлинности подписи контрагента. 3. Подписание документов уполномоченным или неуполномоченным лицом. |
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
Если в суде первой инстанции оспорить решение не удалось, возможно оспорить решение суда первой инстанции в апелляции и кассации.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
При обжаловании решений налогового органа очень важно правильно аргументировать свою позицию. Важно не забывать, что налоговики не всегда правы в своих суждениях, но при этом они лучше подготовлены, поскольку налоговые проверки являются частью их профессиональной деятельности.
Документальное оформление
Приведем пример формы для подачи жалобы.
Наименование налогового органа:
Управление ФНС по Калужской области
Адрес места нахождения: 248021, г. Калуга, ул. Московская, д. 282
Место подачи жалобы: Межрайонная ИФНС России № 4 по Калужской области
249440, Калужская обл., г. Киров, ул. Пролетарская, д. 9
Наименование лица, подающего жалобу:
Общество с ограниченной ответственностью «Сегмент»
249440, Калужская обл., г. Киров, ул. Пролетарская, д. 21
АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
на решение от 12.05.2016 № 2/597287
Межрайонной ИФНС России № 4 по Калужской области была проведена налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение от 12.05.2016 № 2/597287.
Позиция налогового органа
Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Налогового кодекса и Законом Калужской области от 10.11.2003 № 263-ОЗ. В ходе выездной налоговой проверки за 2013–2014 гг. установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2013–2014 гг. Недвижимое имущество, по мнению налогового органа, подлежит обложению налогом на имущество. Обществу был доначислен налог на имущество в размере 2 000 000 руб., штрафные санкции в размере 152 000 руб., пени в размере 68 000 руб.
Общество не согласно с позицией налогового органа по следующим основаниям.
Позиция налогоплательщика
Налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В ст. 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:
1) земельные участки;
2) участки недр;
3) все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
4) воздушные и морские суда;
5) суда внутреннего плавания;
6) космические объекты;
7) предприятие (в целом как имущественный комплекс).
Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).
Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимому.
Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп. 8 п. 4 ст. 384 НК РФ.
Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество.
На основании изложенного
ПРОШУ:
1. Признать решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Калужской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части:
- налога на имущество организаций.
2. Произвести пересчет штрафных санкций и пени как не соответствующих требованиям законодательства.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то что налоговый орган рапортует о снижении количества налоговых споров, все-таки стоит предпринять все усилия для обжалования результатов налоговой проверки.