Поделиться статьёй:

Барбой А. Я.

Барбой А. Я.,
налоговый консультант, аудитор, лектор профессиональных семинаров

Аудит годовой бухгалтерской отчетности
организаций за 2016 год:
рекомендации Минфина

 Свежими изменениями, внесенными в законодательство начиная с отчетности за 2016 год, расширен перечень случаев, когда в организации должна быть проведена обязательная аудиторская проверка, и часть из них касаются «упрощенцев».

 Законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016) «Об аудиторской деятельности» введены новые случаи обязательного аудита, а Министерство финансов РФ в своих информационных сообщениях систематизировало эти нововведения. Перечень случаев, когда аудит обязателен, приведен в ст. 5 вышеназванного закона. Однако, несмотря на то что круг лиц, которые обязаны проводить аудит, довольно широкий, основания для проведения обязательного аудита носят открытый характер.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Минфин РФ регулярно, в начале каждого года, на своем официальном сайте приводит Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за истекший год.

Скажем сразу, что Перечень, составленный Минфином, безусловно, удобен в силу того, что он «разбит» на части в зависимости от основания, по которому аудит обязателен. Обозначим эти разделы:

  • по организационно-правовой форме организаций;
  • по определенному виду деятельности организации;
  • по определенным финансовым показателям;
  • по организациям, составляющим консолидированную бухгалтерскую отчетность.

Обозначим также и новые обязанности, установленные законами от 03.07.2016 № 360-ФЗ (ст. 12) и ст. 5 Закона № 307-ФЗ, которые вступили в силу уже с 02.10.2016.

Так, заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах аудита в Единый реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключения могут касаться только тех случаев, которые составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных соответствующими федеральными законами.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сведения, которые необходимо внести в Единый федеральный реестр (http:www.fedresurs.ru):

  • данные, идентифицирующие аудируемое лицо (ИНН, ОГРН, СНИЛС при наличии);
  • данные, идентифицирующие аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора (ИНН, ОГРН, СНИЛС при наличии);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

 Когда аудиторская проверка носит обязательный характер для «упрощенца»?

Скажем сразу, что наличие статуса субъекта малого предпринимательства не освобождает организацию от обязанности проведения обязательного аудита. К тому же проведение обязательного аудита организациями, применяющими УСН, не упрощает бухгалтерскую отчетность.

В результате упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, вправе применять субъекты малого предпринимательства только при условии, что они не являются многопрофильными, а их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту. При этом представление в налоговый орган и орган статистики бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах в составе годовой отчетности для этих организаций является обязательным. А решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность дополнительных сведений в виде отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах определяется только необходимостью, ибо без них невозможны аудиторская оценка финансового положения и определение достоверности финансовых результатов деятельности организации.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ определены Законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Частью 3 ст. 1 Закона определено, что аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит может проводиться компанией как по собственной инициативе, так и в силу требований законодательства.

В результате в отношении организаций малого и среднего бизнеса, применяющих УСН, обязательный аудит проводится в случаях, если:

  • организация является акционерным обществом (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ);
  • объем выручки от продажи продукции (товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб., или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшему отчетному, превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

Как видим, наличие статуса субъекта малого предпринимательства не освобождает организацию от обязанности проведения обязательного аудита.

Заметим при этом, что, несмотря на то что предприятия на «упрощенке» являются субъектами малого бизнеса и, соответственно, имеют право вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, показатели в которых укрупнены, в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации, не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В результате компаниям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, следует вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

Минфин РФ обнародовал ряд информационных сообщений, в которых дал разъяснения по поводу применения изменений в части обязательного проведения отдельными организациями обязательной аудиторской проверки.

В частности, в информационном сообщении от 11.01.2017 № ИС-аудит-13 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии» обобщен перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год. Для каждого случая в перечне приведены не только законодательные нормы, устанавливающие нововведения, но и виды отчетности, подлежащей обязательному аудиту, обозначены также субъекты аудиторской деятельности, которые вправе проводить обязательный аудит. Для удобства пользования перечнем случаи обязательного аудита разделены на отдельные группы, в которых выделены организации по организационно-правовой форме; по виду деятельности; по финансовым показателям, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность.

Кроме того, в своих информационных сообщениях от 06.07.2016 № ИС-аудит-4 «Новые случаи обязательной аудиторской проверки» и от 13.07.2016 № ИС-аудит-5 «Новые случаи обязательного аудита» Минфин РФ дал разъяснения по новым обязанностям заказчиков обязательного аудита, которые должны обеспечить публичность результатов обязательного аудита.

При этом эти информационные сообщения, данные Минфином Росcии, не являются нормативными правовыми актами, не содержат норм права, а носят исключительно информационный характер.

krugПОЗИЦИЯ ФНС

С 01.07.2017 к малым предприятиям относятся также акционерные общества при соблюдении соответствующих условий в отношении среднесписочной численности и дохода от предпринимательской деятельности.

- Письма от 12.10.2016 № ГД-4-14/19360@, от 10.10.2016 № ГД-4-14/19140@.

У застройщиков появилась новая обязанность – проводить обязательный аудит годовой отчетности

Так, с 01.01.2017 в ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» согласно новой части 4 (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 304-ФЗ) с 01.01.2017 годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту.

Для сравнения: до сего времени застройщики обязаны представлять любому заинтересованному лицу, обратившемуся к ним, для ознакомления аудиторское заключение за последний год осуществления организацией предпринимательской деятельности (п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 214-ФЗ).

При этом на практике может возникнуть вполне резонный вопрос, который может заинтересовать организации малого бизнеса, применяющие УСН (за исключением, конечно же, застройщиков).

Так, если организация совсем небольшая и директор не видит смысла тратить деньги и время на аудит, да и собственникам сам по себе аудит не нужен, какова мера ответственности организации в случае отказа от обязательной аудиторской проверки?

Скажем сразу, что никакой ответственности в этом случае для организации, собственно, не будет. Однако следует учесть, что аудиторское заключение нужно представить в орган статистики, а в налоговую его подавать не следует (ч. 1 ст. 14, ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

За непредставление этого документа в Росстат, если прохождение аудита обязательно, ст. 19.7 КоАП РФ и письмом Росстата от 16.12.2013 № 1578/ОГ предусмотрены административные штрафы:

  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Считаем, что в таком случае руководству организации нужно сравнить стоимость аудиторской проверки с возможной суммой штрафа. При этом не лишним будет узнать, проявляет ли орган статистики интерес к вашей организации. А посему можно решить: проводить аудит либо обойтись без него.

И еще заметим, что существует срок давности по наложению административных штрафов, который составляет 3 месяца со дня совершения нарушения, и при этом в данном случае штраф накладывается судом (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). От какой даты считать 3 месяца? От даты выдачи аудиторского заключения.

Так, аудиторское заключение должно быть представлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его подписания. До конца 2017 года в принципе у организации может не быть этого документа за 2016 год. И только после 01 января 2018 года у организации может быть нарушен срок сдачи заключения аудитора, и тогда у отделения Росстата появится возможность привлечь организацию к ответственности, для чего орган статистики должен будет составить протокол и передать дело в суд (ст. 28.3, ч. 2 ст. 28.7, ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). И уже суд сможет оштрафовать организацию и ее должностных лиц в период с 01.01.2018 по 31.03.2018.

При этом есть еще одна немаловажная деталь.

Если организация является малым предприятием, применяет УСН и подпадает под обязательный аудит, значит, она должна по итогам 2016 года представить в налоговый орган полноценную бухгалтерскую отчетность. В случае самовольного отказа от обязательного аудита и представления в налоговый орган упрощенной бухгалтерской отчетности инспекция может наложить на организацию штрафные санкции в размере 200 руб. за каждую не представленную в срок форму бухгалтерской отчетности (ст. 126 НК РФ). Здесь речь идет об отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и пояснениях. Общая сумма штрафа может составить 600 руб.

Кроме того, на должностное лицо организации может быть наложен административный штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).

А вот за то, что бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах сданы в упрощенной форме вместо полноценных, штрафных санкций не должно быть, ибо нельзя же признать, что эти формы не сданы вовсе. В таком случае инспекция может посчитать, что эти формы не соответствуют требованиям законодательства, и попросит представить их полноценные версии.