Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Риск-ориентированный подход для госконтроля

Во многих странах мира используется риск-ориентированный подход к проверкам. Данный подход исходит из добросовестности компаний и предпринимателей, а в случае выявления нарушений предполагает разъяснения, советы по ведению бизнеса, однако злостных нарушителей государство проверяет особо тщательно. Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) в обязательном порядке будет применяться с начала 2018 года и в России, а по некоторым видам деятельности уже применяется.

Прежде всего разберемся, что представляют собой риски.

Риски – это вероятность наступления неблагоприятных для организации последствий.

Риски можно разделить следующим образом:

  • налоговые риски;
  • риски социального страхования;
  • трудовые риски;
  • иные риски.

Каждое направление рисков имеет отдельные виды рисков.

Например, налоговый – один из видов финансовых рисков, финансовых потерь, потери налоговых льгот и налоговых каникул.

Можно выделить следующие виды рисков:

  • риск доначисления штрафов и пени;
  • риск признания необоснованной налоговой выгоды;
  • назначение выездной налоговой проверки;
  • блокировка счетов налогоплательщика.

Налоговые риски могут быть связаны с гражданско-правовыми рисками, например:

  • риск банкротства компании;
  • риск привлечения к субсидиарной ответственности;
  • риск признания договора незаключенным;
  • риск расторжения госконтракта.

Налоговые риски также могут вызвать риски возбуждения уголовного дела. Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных ст.ст. 194, 198, 199 УК РФ. 

Многие компании боятся рисков налоговых проверок. Такие риски можно оценить самостоятельно. И для оценки рисков налоговых проверок необходимо обратиться к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля (надзора) в обязательном порядке будет применяться с начала 2018 года. Однако Правительство РФ вправе определить виды деятельности, в которых рассматриваемый в статье подход применяется раньше указанной даты. В частности, уже сейчас риск-ориентированный подход должен применяться при федеральном государственном пожарном, санитарно-эпидемиологическом надзоре, а также при государственном надзоре в области связи.

Когда возникают риски проверок?

Риски проверок возникают в следующих случаях:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и(или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и(или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Объекты государственного надзора, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

Что нужно знать в целом о риск-ориентированном подходе?

Риск-ориентированный подход появился в Российской Федерации сравнительно недавно и пришел к нам из западных стран. Это особый метод контроля над бизнесом, который должен предусматривать снижение количества проверок.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и(или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ).

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган, руководствуясь правилами, установленными Правительством РФ (части 3, 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, п.п. 3, 4 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и(или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (далее – Правила)).

Это означает, что в каждом случае определяются свои риски и критерии проведения проверок.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Орган государственного надзора ведет перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельности которых в области связи присвоены категории риска. По запросу юридического лица или предпринимателя орган государственного контроля (надзора) предоставляет им информацию о присвоенной их деятельности в области связи категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности к определенной категории риска.

Как будет применяться новый метод контроля в сфере связи?

Критерии рисков проверок установлены в постановлении Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 (ред. от 30.03.2017) «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Что проверяют?

Предметом проверок юридических и физических лиц является соблюдение ими при осуществлении своей деятельности обязательных требований, в том числе:

а) к построению сетей электросвязи и почтовой связи, а также к порядку ввода в эксплуатацию сетей связи;

б) к пропуску трафика и его маршрутизации;

в) к порядку распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

г) к использованию операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения выделенного им ресурса нумерации в соответствии с установленным порядком использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации;

д) к присоединению сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе к условиям присоединения;

е) к использованию в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего назначения) средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям;

ж) к осуществлению лицензируемой деятельности в области связи при проведении в отношении лицензиатов лицензионного контроля в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

з) к защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации;

и) к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

к) к порядку использования радиочастотного спектра, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;

л) к условиям установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;

м) к оказанию услуг связи;

н) к метрологическому обеспечению оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика);

о) к соблюдению нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств;

п) к соблюдению порядка фиксирования, хранения и представления организациями почтовой связи информации о денежных операциях, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также к организации ими внутреннего контроля;

р) к порядку использования франкировальных машин и выявления франкировальных машин, не разрешенных для использования;

с) к управлению сетями связи.

Когда существует риск проверок?

В постановлении Правительства определены следующие риски:

Объекты федерального государственного надзора в области связиКатегория риска
I. Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований
1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области связи при отсутствии обстоятельств, предусмотренных разделом II настоящего документа Низкий риск
II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.4 (в случае создания радиопомех), ч. 1 ст. 13.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Значительный риск
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 13.3 и 13.4 (в случаях, не связанных с созданием радиопомех),
ст.ст. 13.5–13.9, 14.1, 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7.10 и 20.25 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
Средний риск
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области связи, у которых в течение последних 5 лет при проведении плановой или внеплановой проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области связи, не связанные с привлечением
к административной ответственности
Умеренный риск

С помощью оценки вышеуказанных рисков можно оценить риски проверок.

Как применить риск-ориентированный подход к трудовому праву?

Риск-ориентированный подход в трудовом праве также позволяет оценить риски проведения проверок трудовой инспекцией.

Риски проверок трудовой инспекцией носят более комплексный характер и сформулированы в постановлении Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (ред. от 16.02.2017) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Риски подразделяются следующим образом:

а) высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

б) значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

в) средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

г) умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

д) низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В вопросах трудового права малые и средние предприятия несут большие издержки при выполнении требований контрольно-надзорных органов. Поэтому планируется апробация риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отдельных сферах (Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р).

Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Р = Т + Ку,

где:

Т – показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

Ку – коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Значение коэффициента устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:

Ку = Кт + Кз + Кадм,

где:

Кт – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;

Кз – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

Кадм – индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.

Потенциальный вред рассчитывается исходя из различных отраслей деятельности.

Показатель потенциального вреда

Наименование основного вида деятельности
в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) 0,49
2. Добыча полезных ископаемых (B) 1,49
3. Обрабатывающие производства (C) 0,96
4. Обеспечение электрической энергией, газом
и паром, кондиционирование воздуха (D)
0,99
5. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) 0,97
6. Строительство (F) 0,87
7. Транспортировка и хранение (H) 0,85
8. Деятельность в области информации и связи (J) 0,58
9. Образование (P) 0,44
10. Деятельность в области здравоохранения
и социальных услуг (Q)
0,57
11. Прочие виды экономической деятельности 0,2

Оценивая данную методику, важно отметить, что самостоятельно оценить критерии риска достаточно сложно.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Риск-ориентированный подход к выездному налоговому контролю является наглядным примером гибкого регулирования налогового администрирования.

Риск-ориентированный подход в налоговом администрировании

Риск-ориентированный подход в налогообложении в настоящее время не нашел должного внимания в рамках налоговых проверок. В настоящее время применяется презумпция вины налогоплательщика, например, когда предприниматели и компании, применяющие льготные режимы, объединяются в рамках гражданско-правовых отношений, а налоговый орган пытается найти в таком объединении необоснованную налоговую выгоду. Кроме того, налоговый орган часто применяет ст. 31 НК РФ для доначисления налогов расчетным путем.

Но ситуация с признанием налогоплательщика априори виновным должна поменяться с введением риск-ориентированного подхода. В соответствии с Планом деятельности ФНС России на 2017 год (утв. Минфином России 08.12.2016) такой подход должен быть внедрен уже в 2017 году.

Элементы риск-ориентированного подхода можно увидеть на сайте ведомства. На сайте ФНС (сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента ЮЛИП») размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адреса массовой регистрации, характерные для фирм-«однодневок»), и наименования организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица. Наличие этих признаков свидетельствует о высокой степени вероятности того, что налоговые органы посчитают подобного контрагента проблемным, а сделки, совершенные с ним, сомнительными.

Еще одним элементом данного подхода является истребование документов. При проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее – СУР);
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком налоговому органу Реестре, в порядке ст. 93 Налогового кодекса ИФНС будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. В целях настоящего письма под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям (письмо ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ «О направлении разъяснений» (вместе с «Порядком определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций»)).

Понятно, что подобный подход должен быть оформлен в качестве постановления Правительства и обрести новые черты.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Не стоит забывать еще об одной функции налоговых органов – контроле наличных расчетов. Ревизоры при реализации контрольных функций в сфере применения ККТ ориентируются на риск-ориентированный подход, который в условиях действующей нормативной базы позволил снизить количество проверок и одновременно повысить их результативность, в чем также помогает реформа законодательства о ККТ.

В заключение необходимо отметить, что новый риск-ориентированный подход является более перспективным и удобным для ведения бизнеса. Вместе с тем данный подход должен быть простым и понятным для налогоплательщиков. Сложные методы оценки рисков могут опять привести к бюрократическому подходу, применяемому в проверках и презумпции вины.