Поделиться статьёй:

Гаврилина И. Э.

Гаврилина И. Э.,
консультант коммерческого директора
по налоговым
и экономическим вопросам

 

Контроль за своевременным представлением
отчетности в налоговый орган

Несвоевременное представление отчетности в налоговый орган может повлечь как штрафные санкции, так и различного рода негативные последствия в виде блокировки счетов, принятия обеспечительных мер, вызова на комиссии и даже исключения из реестра юрлиц в случае неуплаты налогов.

Казалось бы, ну не представили отчетность, забыли или же были технические проблемы, как это может отразиться на налогоплательщике. Но не многие знают, что такие налогоплательщики попадают «на карандаш», а именно в специальный список.

Перечень лиц, которые не сдают отчетность, формируется в отдельный список на основании письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (ред. от 25.01.2017) «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».

По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

Отдельно формируются списки лиц, не представивших:

  • расчеты финансового результата инвестиционного товарищества;
  • налоговые расчеты; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (далее – сведения о среднесписочной численности работников);
  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе, если данная отчетность представлена
    не в полном объеме, в том числе не представлено аудиторское заключение).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В рамках налогового контроля налоговые органы осуществляют, в том числе, контроль за своевременным представлением отчетности в налоговый орган (налоговых деклараций (расчетов), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и бухгалтерской отчетности).

Указанные списки распечатываются, подписываются начальником отдела по работе с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

На этом основании налоговый орган может исключить компанию из перечня ЕГРЮЛ.

Делается это в несколько этапов:

1. Отдел камеральных проверок ежеквартально формирует списки налогоплательщиков – юридических лиц, не представляющих в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и направляет в отношении этих юридических лиц в банки запрос об отсутствии операций по банковским счетам.

2. В случае поступления в налоговый орган информации из банков об отсутствии операций по банковским счетам юридического лица структурное подразделение налогового органа оформляет в отношении указанного юридического лица справку об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов. Одновременно оформляется справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Указанные справки направляются сопроводительным письмом в Единый регистрационный центр.

4. Налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ.

В настоящее время сложилась судебная практика по данному вопросу. В качестве примера можно привести постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 № 20АП-8037/2015. В данном решении суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение инспекции законным и отказал предпринимателю в удовлетворении заявления.

krugПОЗИЦИЯ ФНС

Плательщики страховых взносов включены в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам с 01 января 2017 года в соответствии с изменениями, внесенными в п. 11 ст. 76 НК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

- Письмо от 27.01.2017 № ЕД-4-15/1444.

Принятие обеспечительных мер

Компании, попавшие в такой перечень, могут столкнуться с обеспечительными мерами.

В п. 10 ст. 101 НК РФ предусмотрены два вида обеспечительных мер:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке.

Наибольшие неприятности компаниям доставляет блокировка счетов.

Основанием для блокировки счетов являются как раз списки.

На основании списков лиц, не представивших налоговые декларации, отдел камеральных проверок в течение 5 рабочих дней после получения списков из отдела работы с налогоплательщиками подготавливает решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в банках, а также переводов электронных денежных средств, которые подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа, курирующим отдел камеральных проверок.

Принятие указанных решений до истечения 10-дневного срока со дня, установленного Налоговым кодексом для представления конкретных налоговых деклараций, не допускается.

Указанные решения могут приниматься как в виде отдельных решений по каждой непредставленной налоговой декларации, так и путем принятия одного решения по нескольким непредставленным налоговым декларациям.

Указанное решение также принимается по счетам и электронным средствам платежа в банках: организации; индивидуальных предпринимателей; нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), – налогоплательщиков, налоговых агентов.

Указанное решение принимается в отношении всех известных налоговому органу счетов, электронных средств платежа налогоплательщика, в том числе открытых (право пользования которыми предоставлено) обособленным подразделениям организаций.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Передача решения в банк на бумажном носителе допускается только при наличии объективных обстоятельств, препятствующих его направлению в электронной форме, в частности технических, или обстоятельств непреодолимой силы.

Если операции по счетам и переводам электронных денежных средств были приостановлены в связи с непредставлением налоговой декларации, такое приостановление отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации. При применении указанной нормы необходимо учитывать, что в случае представления декларации по почте исполнение этого правила объективно является возможным на практике только в случае толкования использованного в этой норме понятия «представления декларации» в смысле «поступления декларации» в налоговый орган.

После поступления в налоговый орган налоговой декларации налоговый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения, принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Копия указанного решения одновременно передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Спорным вопросом является блокировка счетов при непредставлении бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, есть позиция Минфина, которая говорит о том, что в случае отсутствия бухгалтерской отчетности счета не блокируются.

krugПОЗИЦИЯ МИНФИНА

Кодексом не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках в случаях непредставления налогоплательщиками в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности.

- Письмо от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590.

Позиция суда

Судьи также считают неправомерной блокировку счетов в случае несдачи квартальной отчетности. Налоговики не вправе блокировать банковский счет организации за непредставление квартальной (полугодовой, 9-месячной) декларации по налогу на прибыль, поскольку, по сути, эта отчетность не является налоговой декларацией.

Как следует из п. 1 ст. 289 НК РФ, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и(или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации.

Следовательно, в терминологии п. 1 ст. 80 НК РФ налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций является только документ, подлежащий представлению налогоплательщиком по истечении налогового периода.

Применительно к п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», поскольку п. 3 ст. 76 НК РФ возможность приостановления операций по счетам в банках связывает с несвоевременным представлением закрытого перечня документов, в том числе налоговых деклараций, соответствующая мера не может быть применена к обязанному лицу в случае нарушения им сроков представления иных документов, предусмотренных НК РФ (Определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Налоговая декларация может считаться непринятой, если ее подписало неустановленное лицо (постановление ФАС Уральского округа от 21.03.2014 № Ф09-1036/14). Однако налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Судами на основании материалов дела установлено, что отчетность представлена обществом по установленной форме. Получение налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи инспекция не оспаривает.

Между тем, по мнению заинтересованного лица, налоговая декларация не может считаться представленной, поскольку была подписана лицом, полномочия которого оспариваются в судебном порядке.

Законным представителем общества с ограниченной ответственностью в силу ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» является единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.).

Налоговый кодекс Российской Федерации не регламентирует действия налогового органа в ситуации, когда руководитель организации отрицает подписание им налоговой декларации. Однако ст. 81 данного НК РФ налогоплательщику предоставлено право подачи уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган в свою очередь путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

Но если вопрос блокировки счетов является в ряде случаев спорным, то вопрос штрафных санкций предельно прост.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Нарушение установленных НК РФ порядка и сроков представления отчетности в налоговый орган влечет взыскание штрафов, предусмотренных ст.ст. 119, 119.1, 119.2, 126 НК РФ.

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка и сроков представления отчетности

Нарушение сроков сдачи отчетности влечет штрафные санкции, но санкции будут различаться в зависимости от вида отчетности.

Вид отчетностиШтрафные санкцииПравовые основания
Налоговые декларации за налоговый период по любому налогу 5% не уплаченного в срок налога, подлежащего уплате по декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф – 30% не уплаченного в срок налога, минимальный – 1000 руб. Статья 119 НК РФ
Декларация по налогу на прибыль за отчетный период или расчет авансовых платежей по налогу на имущество 200 руб. Пункт 1 ст. 126 НК РФ
Справка 2-НДФЛ 200 руб. за 1 справку Пункт 1 ст. 126 НК РФ
Расчет 6-НДФЛ 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки Пункт 1.2 ст. 126 НК РФ
Расчет по страховым взносам 5% не уплаченных в срок взносов, подлежащих уплате по расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф – 30% не уплаченных в срок взносов, минимальный – 1000 руб. Статья 119 НК РФ
СЗВ-М СЗВ-стаж 500 руб. за каждое застрахованное лицо, сведения о котором должны быть отражены в опоздавшей форме Статья 17 Закона № 27-ФЗ
4-ФСС 5% суммы взносов на травматизм, начисленной к уплате по опоздавшему расчету за последние три месяца, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф – 30% начисленной по расчету суммы взносов, минимальный – 1000 руб. Статья 26.30 Закона № 125-ФЗ
Формы персонифицированного учета За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. Статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
Бухгалтерская отчетность в налоговый орган Непредставление бухгалтерской отчетности в налоговый орган в установленный срок влечет наложение на должностных лиц организации административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ
Бухгалтерская отчетность в органы статистики Непредставление, несвоевременное представление, а также представление в неполном или искаженном виде годовой бухгалтерской отчетности в орган статистики влечет предупреждение или наложение на организацию административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.
Непредставление, несвоевременное представление, а также представление в неполном или искаженном виде годовой бухгалтерской отчетности в орган статистики влечет предупреждение или наложение на должностных лиц организации административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.
Статья 19.7 КоАП РФ

Позиция Минфина

Стоит обратить внимание на позицию Минфина РФ, касающуюся минимального штрафа. В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 Кодекса штраф подлежит взысканию в минимальном размере – 1000 руб. Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 Кодекса, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033).

С 2017 года страховые взносы входят в разряд налогов, поэтому штрафы начисляются аналогично налоговым штрафам.

Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

Представляя расчеты с нулевыми показателями, плательщик заявляет в налоговый орган об отсутствии в конкретном отчетном периоде выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, являющихся объектом обложения страховыми взносами, и, соответственно, об отсутствии сумм страховых взносов, подлежащих уплате за этот же отчетный период.

В противном случае непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах срок расчетов, в том числе с нулевыми показателями, влечет взыскание штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, минимальный размер которого составляет 1000 руб. (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-15-07/17273).

Снизить риски включения в «черный список», блокировки счетов и административных штрафов возможно, если составить график сдачи различного рода отчетности. Понятно, что в настоящее время в России действует достаточно много различных форм отчетов, деклараций, которые нужно сдавать в ИФНС, в органы статистики, ПФР, ФСС, и, конечно, в отчетности не мудрено запутаться и несвоевременно подать отчет. Но такая забывчивость может обернуться еще большими проблемами для компании.