Поделиться статьёй:

Архипенко З. М.

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

Что делать, если вы не согласны с требованием
ИФНС об уплате налоговых долгов?

Многие руководители или предприниматели ассоциируют налоговый орган с крахом всего бизнеса, конечно, многие не согласны с уплатой налоговых долгов, которые возникли в связи с ошибками программного обеспечения ИФНС или же в связи тем, что ваш контрагент работает с фирмами-«однодневками», которые вы никак не можете проверить. В этом случае нужен взвешенный подход.

Существует несколько вариантов действий налогоплательщика:

1. Не погашать долги.

Конечно, у многих возникает первое желание не платить по тем долгам, с которыми налогоплательщик не согласен, например, если это не ваша задолженность, а, например, задолженность, числящаяся по субсидиарной ответственности. Или представим себе другую ситуацию, когда вы уплатили налог, но в программе это почему-то не отразилось, не платить же вам налог еще раз.

Какие негативные последствия могут возникнуть, если использовать данный метод?

Во-первых, налоговый орган может заблокировать счета в банке, что может негативно отразиться на деятельности всей организации.

Во-вторых, налоговый орган может списать с банковского счета задолженность в бесспорном порядке.

Третьим негативным последствием являются пени, которые будут начисляться на основании ст. 75 НК РФ до дня погашения недоимки.

2. Погасить долги и оспаривать их.

Данная стратегия основывается на ст. 45 НК РФ. При этом уплата налога может быть произведена не только самим налогоплательщиком, налог может быть перечислен в бюджет как со счета налогоплательщика, так и со счета третьего лица.

Плюсом данной стратегии является то, что пени в этом случае не начисляются.

Впоследствии налогоплательщик оспаривает доначисление налогов, например, решение ИФНС.

Если говорить о решениях в рамках камеральных и выездных проверок, то предусмотрено два вида обжалования:

  • досудебное обжалование;
  • судебное обжалование.

Существует несколько вариантов административного обжалования, которые имеют различные сроки обжалования результатов проверки. Напомним, что срок самой камеральной проверки составляет 3 месяца.

Сроки возражений по результатам камеральной налоговой проверки

ДействиеСрокСтатья НК РФ
Письменные возражения на акт налоговой проверки В течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки Пункт 6 ст. 100 НК РФ
Апелляционная жалоба В течение одного месяца с момента получения решения по налоговой проверке Статья 101 НК РФ
Жалоба Один год с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав Пункт 3 ст. 6.1, п. 2 ст. 139 НК РФ

Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В жалобе указываются (п.п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ):

1) ваши Ф.И.О.;

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование соответствующего налогового органа;

4) основания, по которым вы считаете, что ваши права нарушены;

5) ваши требования;

6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):

1) оставит первоначальное решение без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

2) отменит первоначальное решение полностью или в части;

3) примет новое решение с отменой первоначального решения;

4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесет решение по существу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть вручено или направлено вам в течение трех месяцев:

1) если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;

2) решение по поданной вами жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);

3) вы хотите обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Заявление рассматривается по общим правилам искового производства с учетом особенностей, которые установлены гл. 24 АПК РФ (п. 1 ст. 197 АПК РФ).

Срок рассмотрения – не более трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

3. Произвести зачет в счет переплаты и обжаловать их.

Если в компании имеется переплата, то возможно произвести зачет, а впоследствии обжаловать согласно алгоритму, приведенному выше.

Переплату по налогу (авансовому платежу, пене, штрафу) можно по выбору организации (п.п. 1, 5 ст. 78 НК РФ):

  • или зачесть в счет погашения налоговой задолженности (недоимки, пени или штрафа);
  • или зачесть в счет уплаты предстоящих платежей;
  • или вернуть на расчетный счет.

Зачет переплаты возможен только в счет уплаты налога (пени по налогу) того же вида (п. 1 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина от 17.06.2016 № 03-02-08/35409).

Для зачета переплаты необходимо:

  • произвести сверку взаиморасчетов;
  • написать в ИФНС заявление о зачете.

Впоследствии производится обжалование также:

  • в досудебном порядке;
  • в судебном порядке.

4. Добиться рассрочки или отсрочки налоговых платежей.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и(или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и(или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и(или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В уполномоченный орган заинтересованным лицом представляются следующие документы:

а) заявление заинтересованного лица с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита;

б) документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ, в том числе обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговая всегда направляет требование об уплате налога на юридический адрес налогоплательщика (ИП – на адрес регистрации, юридическому лицу – на юридический адрес). В нем расписано, какая сумма и откуда взялась.

Документальное оформление

Основными документами, которые позволяют доказать неправомерность появления долгов, являются следующие:

  • возражения на акт налоговой проверки;
  • административная жалоба;
  • жалоба;
  • заявление в суд.

При подготовке документов для обжалования долгов необходимо посмотреть:

  • на нарушения процессуального права;
  • на нарушения материального права.

Для того чтобы написать апелляционную жалобу, необходимо:

  • выявить ошибки налогового органа;
  • найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика;
  • найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
  • указать в апелляционной жалобе на конкретные несоответствия действий налогового органа требованиям законодательства.

Руководителю
ИФНС по г. Москве
М. В. Третьяковой

125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12а (малый операционный зал, экспедиция)
От индивидуального предпринимателя
Морозовой Валентины Григорьевны
ИНН 772256794509
109377, Россия, Москва, ул. Новокузьминская 2-я, д. 5, офис 30

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

Позиция инспекции:

При проведении сверки взаиморасчетов в акте от 18.09.2017 была обнаружена задолженность по налогам и сборам в размере 2 170 000 руб. за 2014 год.

Считаю, что данное решение полностью не соответствует требованиям законодательства и нарушает права налогоплательщика.

Позиция налогоплательщика:

1. Налоговым органом нарушен срок налоговой проверки.

Камеральная проверка вашей декларации (расчета) проводится на территории ИФНС в течение трех месяцев со дня представления, т. е. со дня, который указан (п. 4 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ):

  • в подтверждении даты отправки декларации, полученном вами от оператора электронного документооборота, при подаче электронной декларации;
  • на отметке инспекции на вашем экземпляре декларации, поданной на бумаге непосредственно в ИФНС;
  • на описи вложения при отправке декларации по почте (письмо Минфина от 29.12.2016 № 03-04-05/79413).

Камеральная проверка была проведена в 2014 году, следовательно, принятие акта налоговой проверки и решения за пределами 3-месячного срока противоречит положениям налогового кодекса.

2. Налоговый орган фактически злоупотребляет своим правом, получая необоснованную налоговую выгоду, так как соблюдение сроков проведения проверки не вызвало бы наложение штрафа для того, чтобы неправомерно взыскать штраф в более высоком размере.

3. В настоящее время сложилась положительная судебная практика по данному вопросу:

1) крайней датой окончания камеральной налоговой проверки нужно считать последний день трехмесячного срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 № А35-2160/2009);

2) датой окончания камеральной проверки будет считаться дата направления налогоплательщику требования об уплате неоплаченных сумм налога и пеней, выявленных по результатам проверки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № Ф08-8866/13);

3) применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ под моментом окончания камеральной проверки следует понимать дату вынесения решения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.09.2014 № Ф04-9210/14).

В связи с изложенным решение от 26.12.2016 № 40698 полностью нарушает положения Налогового кодекса РФ и является недопустимым.

На основании вышеизложенного прошу:

1. Задолженность по налогам и сборам признать недействительной.

Индивидуальный предприниматель В. Г. Морозова

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке или которое было обжаловано в апелляционном порядке, но налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе, можно обжаловать путем подачи жалобы.

Судебная практика

Судебная практика складывается различным образом. Здесь все зависит от многих составляющих:

  • причины появления задолженности;
  • периода появления задолженности;
  • допущенных налоговым органом нарушений.

В некоторых случаях может заключаться мировое соглашение.

Положениями п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ предусмотрен контроль суда за взысканием задолженности по налогам и сборам. Согласно ст. 324 АПК РФ это дает суду возможность предоставлять отсрочку или рассрочку их взыскания. Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, при утверждении соглашения, заключаемого в соответствии со ст. 190 АПК РФ, суд может решить вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты налогов, пеней и штрафов, исходя из условий о порядке уплаты сумм, указанных в данном соглашении (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 № 50).

Но в целом, как было отмечено ранее, судебная практика неоднозначна.

Судебная практика не в пользу налогоплательщика

Судебное решениеОбоснование решенияИспользуемые доказательства
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.04.2017 № Ф01-874/2017 Прекращение действия решения о реструктуризации долгов не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате недоимки по налогам и сборам. Основания, запрещающие налоговому органу взыскивать в принудительном порядке суммы обязательных платежей, ранее включенные в реструктуризованную задолженность, налоговым законодательством не предусмотрены Суды, территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей не принимала решений о приостановлении заключенного соглашения или о его расторжении; соглашение о реструктуризации долгов прекратило действие 15.12.2015 в связи с истечением срока его действия
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.02.2017 № Ф01-6338/2016 Суд отказал в признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, взносам, пеням, процентам и штрафам Наличие у налогоплательщика задолженности подтверждено справками налогового органа, документы, связанные с реструктуризацией, недействительными не признаны, предельный срок для взыскания задолженности после прекращения действия реструктуризации не истек
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2017 № Ф04-1758/2017 В удовлетворении требования отказано, поскольку общество суммы убытков прошлых лет в уменьшение налоговой базы не заявило, реальность сделок с контрагентом не доказало Сами по себе акты прошлых налоговых проверок, в которых указано на отражение обществом в налоговых декларациях за 2009-й, 2011 годы убытка, не могут являться первичными документами, которые бы подтвердили полученный финансовый результат; нормативными актами не предусмотрена обязанность налогового органа предлагать в резолютивной части оспариваемого решения представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль с отражением убытков прошлых лет; налогоплательщик не лишен возможности осуществить перенос убытка на будущее и после проведения выездной проверки при соблюдении установленных ст. 283 НК РФ условий

Судебная практика в пользу налогоплательщика

Судебное решениеОбоснование решенияИспользуемые доказательства
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2016 № Ф01-5860/2015 Факт наличия у налогоплательщика обязанности по уплате налога не доказан, а представление уточненной налоговой декларации после истечения срока, установленного на подачу указанной декларации, представлением данной декларации с нарушением срока не является Материалы дела содержат уточненную налоговую декларацию
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2017 № Ф02-512/2017 К спорным правоотношениям норма о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения неприменима  

В заключение необходимо отметить, что доказать неправомерность налоговых долгов сложно, но положительная судебная практика существует. Важно подготовиться и правильно составить документы.