Поделиться статьёй:
К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА
Рябикова Е. Г.,
практикующий бухгалтер
Ведение воинского учета: кто и как проверяет
Многие работодатели не уделяют должного внимания ведению воинского учета в компании. Особенно этим грешат небольшие фирмы. А зря – за неправильное ведение воинского учета или отсутствие такового возможно привлечение к административной ответственности.
Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.
Организация воинского учета в органах государственной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления поселений (городских округов) и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации (Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных сил РФ 11.04.2008 (далее – Методические рекомендации)).
Должна ли организация становиться на учет в военкомат и как это делать?
Законодательство РФ закрепляет за организациями обязанность ведения воинского учета, порядок ведения которого установлен Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение о воинском учете) и Методическими рекомендациями.
При этом воинский учет ведется в отношении всех граждан, принятых на работу в организацию, включая совместителей и практикантов, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года для прохождения практики.
Обязанности организации, связанные с обеспечением постановки граждан на воинский учет по месту работы, сбором, хранением и обработкой сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, и актуализации указанных сведений, установлены п.п. 30–32 Положения о воинском учете.
Организация обязана назначить работника, осуществляющего воинский учет в организации. При этом число таких работников определяется с учетом нормативов, установленных п. 12 Положения о воинском учете.
№ п/п | Кол-во граждан, состоящих на воинском учете (чел.) | Кол-во работников, осуществляющих воинский учет (чел.) | Тип занятости работников, осуществляющих воинский учет |
---|---|---|---|
1 | менее 500 граждан | 1 работник | по совместительству |
2 | от 500 до 2000 граждан | 1 работник | полная занятость |
3 | от 2000 до 4000 граждан | 2 работника | полная занятость |
4 | на каждые последующие 3000 граждан |
по 1 работнику | полная занятость |
Методическими рекомендациями предлагается кандидатуры работников, ведущих воинский учет в организации, согласовывать с военным комиссаром муниципального образования перед назначением их на должность, а после назначения рекомендуется направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
В силу п. 21 Методических рекомендаций руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет в организациях, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Руководителям организаций рекомендовано согласовывать с военным комиссаром кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т. ч. бронированию граждан (на основе Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»), определяются приказом руководителя организации по унифицированной форме согласно Приложению № 4 к Методическим рекомендациям.
Наименование организации
ПРИКАЗ № ________
«__» ___________ 20__ г.
г. Москва
Об организации воинского учета граждан,
в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе
Во исполнение Федеральных законов от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику отдела кадров (Ф.И.О.):
- организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в т. ч. обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе;
- разработать функциональные обязанности работников, осуществляющих воинский учет, и представить на утверждение в срок до (дата).
2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в т. ч. бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности возложить на (должность, Ф.И.О.).
3. При временном убытии (должность, Ф.И.О. работника, осуществляющего воинский учет) в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в т. ч. бронированию граждан, пребывающих в запасе, возложить на (должность, Ф.И.О.).
Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.
4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета, под роспись.
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель организации (должность) ___________ (подпись, расшифровка)
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Отсутствие приказа «Об организации воинского учета граждан, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе» может быть расценено проверяющими как нарушение правил ведения воинского учета.
Приказ подлежит согласованию с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (или ее обособленное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Оговоримся, что работу по ведению воинского учета в организации можно возложить на специалиста по кадрам, с обязательным получением согласия работника, поскольку ст. 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. При этом учитываем, что за выполнение дополнительной работы работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
И не забываем, что в случае убытия или временного отсутствия работника, ведущего воинский учет, на его место приказом руководителя организации в обязательном порядке должно быть назначено другое лицо, с передачей всех документов и дел, в том числе бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией (наличие указанных бланков должно быть сверено с данными военкомата), и оформлением акта приема-передачи документов.
АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ №_____
документов по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе
в __________________________________________________
(наименование организации)
«___»_________20__ г.
(Должность) – Ф.И.О. сдающего лица, являющийся ответственным за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, согласно приказу от ____ № ____, и
(Должность) – Ф.И.О. принимающего лица, составили настоящий акт приема-передачи документов по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (далее – Акт) о нижеследующем.
Ф.И.О. сдающего лица, в связи с __________________________________________ (указать причину: отпуск, увольнение, пенсия и пр.) передал, а Ф.И.О. принимающего лица принял следующие документы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе (приказ от __________ № _____).
№ п/п | Наименование документов | Наличие, кол-во |
1 | Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» или выписка |
1 |
2 | Федеральный закон «Об обороне» или выписка | 1 |
3 | Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» | 1 |
4 | Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 |
1 |
5 | Инструкция по ведению воинского учета в организациях | 1 |
6 | Инструкция по бронированию (выписка) | - |
7 | Основные положения по бронированию, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.94 № 821 (в ред. постановления от 26.02.1998 № 258) |
1 |
8 | Перечень №_______ или выписка (с перечнем дефицитных ВУС) | - |
9 | Наглядная документация | - |
10 | Приказ об организации работы по воинскому учету и бронированию | 6 |
11 | План работы по ведению воинского учета и бронирования | 4 |
12 | Журнал проверок воинского учета и бронирования (акты проверок, справки) | 1 |
13 | Книга учета передачи бланков спец. учета, военных билетов или личных карточек по форме № Т-2 |
- |
14 | Книга по учету бланков спец. учета | 1 |
15 | Ведомость на выдачу удостоверений об отсрочке от призыва | - |
16 | План замены специалистов, призываемых по мобилизации и в военное время | - |
17 | План мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва по мобилизации |
- |
18 | Расписки и корешки к распискам в приеме документов воинского учета | - |
19 | Список юношей ____ года рождения, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет |
- |
20 | Список водителей, имеющих мобилизационные предписания, с указанием номера партии (команды) | - |
21 | Списки забронированных водителей | - |
22 | Личные карточки формы Т-2 (ГПЗ – общий учет) | _______шт. (прописью) |
23 | Личные карточки формы Т-2 (ГПЗ – спецучет) | _______шт. (прописью) |
24 | Личные карточки формы Т-2 (ГПЗ, имеющие моб. предписания) | _______шт. (прописью) |
25 | Личные карточки формы Т-2 (граждан, подлежащих призыву) | _______шт. (прописью) |
26 | Бланки спец. учета формы № 4 (чистые) | _________шт. (прописью) |
27 | Удостоверения формы № 4 (заполненные) | ________шт. (прописью) |
28 | Бланки спец. учета формы № 4 (для уничтожения) | _________шт. (прописью) |
29 | Переписка по вопросам воинского учета и бронирования (сообщения в военные комиссариаты о принятых на работу и уволенных с работы, об изменениях в социально-демографических данных и т. д.) |
1 дело |
30 | Карточка учета организации (КУО) формы № 18 | 2 |
31 | Отчет о численности работающих, пребывающих в запасе и забронированных граждан по форме № 6 (за последние 3 года) | - |
Всего передаче подлежат ______(______) документов.
СДАЛ:
___________________________(подпись, расшифровка)
ПРИНЯЛ:
_____________________________(подпись, расшифровка)
Помимо приказа «О ведении воинского учета, в т. ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе», в организации также должна быть разработана и вестись следующая документация:
1. План работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе (унифицированная форма).
2. Картотека личных карточек формы № Т-2 на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
3. Журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации (унифицированная форма).
4. Расписки в приеме от граждан документов воинского учета (унифицированная форма).
5. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
6. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации, в т. ч. органами местного самоуправления. Например, должностные инструкции работников, осуществляющих воинский учет в организации, или образцы документов по ведению воинского учета, применяемые в организации, согласованные с военным комиссаром муниципального образования и утвержденные руководителем организации.
7. Справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации. К такой информации относятся руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методические рекомендации, пособия и разработки, указания военного комиссариата муниципального образования, а также другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Однако ни одним документом не предусмотрено, что организация как таковая обязана вставать на учет в военкомат. Организация обязана вести воинский учет и выполнять возложенные на нее в связи с этим обязанности, соблюдая установленные сроки. Тем не менее на практике зачастую в организации поступают письма из военкоматов о необходимости зарегистрироваться. По нашему мнению, их можно игнорировать, главное – выполнять обязанности по организации и ведению воинского учета.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Военные комиссары или органы местного самоуправления проводят как выездные, так и документарные проверки, которые, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми.
Кто и в каком порядке будет проводить проверку
Порядок осуществления проверок ведения воинского учета в организации регулируется приказом министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (далее – Инструкция).
Инструкцией устанавливается, что контроль ведения организациями воинского учета осуществляется Главным организационно-мобилизационным управлением Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации, Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации, командующими войсками военных округов.
Непосредственный контроль организации и ведения в организации воинского учета возложен на военных комиссаров субъектов Российской Федерации, начальников отделов военных комиссариатов по муниципальным образованиям. Отделы (муниципальные) и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных случаях – не реже 1 раза в 3 года.
Военные комиссары и органы местного самоуправления проводят как выездные, так и документарные проверки, которые могут подразделяться на плановые и внеплановые.
О плановой проверке организация должна быть уведомлена в течение 3 рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа военного комиссара соответствующего военкомата заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)).
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
При проверке военный комиссар должен предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Что обычно проверяют
Обычно проверяется как наличие вышеуказанных документов по ведению воинского учета в организации, так и организация самого процесса, то есть фактически процесс исполнения работником, отвечающим за ведение воинского учета, своих трудовых обязанностей. А именно:
- полнота охвата граждан воинским учетом;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о воинском учете;
- качество осуществления воинского учета граждан.
Вся работа организации по осуществлению воинского учета подлежит обязательной оценке. Качество осуществления организациями воинского учета подлежит оценке исходя из двух критериев:
- организация осуществления воинского учета в организациях;
- полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках работников (форма № Т-2) из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе.
По итогам проведения проверки организации может быть присвоена одна из следующих оценок:
№ п/п | Оценочная категория | Условия присвоения | |
---|---|---|---|
1 | Организация воинского учета | ||
«Удовлетворительно» | - если выполнены установленные законодательством РФ требования по организации осуществления воинского учета; - документы по осуществлению воинского учета разработаны в полном объеме и качественно; - спланированные на день проверки мероприятия по осуществлению воинского учета, взаимодействию с отделами (муниципальными), органами местного самоуправления (представлению предусмотренных Положением о воинском учете сведений) выполнены не менее чем на 70%; - проведена ежегодная сверка сведений, содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих отделов (муниципальных) и(или) органов местного самоуправления |
Если не выполнены указанные требования, присваивается оценка «неудовлетворительно» | |
2 | Полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе | ||
«Отлично» | - отсутствуют личные карточки граждан, подлежащих воинскому учету1, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления; - хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями |
||
«Хорошо» | - количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления не превышает 5% от числа проверенных; - хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями |
||
«Удовлетворительно» | - количество личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, с нарушениями правил, порядка или требований по их ведению, а также с расхождениями содержащихся в них сведений при практическом оповещении (контроле) с фактическими данными граждан или при контрольной сверке с документами воинского учета соответствующих отделов (муниципальных), органов местного самоуправления составляет от 5 до 10% от числа проверенных; - хранение личных карточек граждан, подлежащих воинскому учету, организовано в соответствии с Методическими рекомендациями |
«Неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно» | |
3 | Качество осуществления воинского учета призывников и граждан, пребывающих в запасе | ||
«Отлично» | - организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно»; - полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, – «отлично» |
||
«Хорошо» | - организация осуществления воинского учета оценивается не ниже «удовлетворительно»; - полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, – «хорошо» |
||
«Удовлетворительно» | - организация осуществления воинского учета и полнота и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках призывников и граждан, пребывающих в запасе, оценены не ниже «удовлетворительно» |
«Неудовлетворительно», если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно» |
Процедура проверки
В силу п. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица организации с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки.
В распоряжении или приказе о проведении проверки должны быть указаны обязательные реквизиты, названные в ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю и пр.
Заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), должна быть вручена под роспись руководителю или уполномоченному представителю юридического лица, одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Результаты проверок должны доводиться до руководителя организации и отражаться в журналах проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, которые должны вестись в отделах (муниципальных), в органах местного самоуправления и в организациях.
В случае выявления серьезных недостатков в ведении воинского учета в организации начальники отделов (муниципальных) (руководители органов местного самоуправления) обязаны сообщить об этом в военные комиссариаты и в вышестоящий орган, которому подведомственна эта организация.
СОВЕТ АВТОРА
Помните, что если на организацию был наложен административный штраф, его всегда можно обжаловать в административном или судебном порядке.
Ответственность за отсутствие воинского учета или его ненадлежащее ведение
Прежде всего отметим, что за организацию и ведение воинского учета в организации ее руководитель несет персональную ответственность.
Административные меры, применяемые к должностным лицам организации за правонарушения в области воинского учета, предусмотрены гл. 21 КоАП РФ.
№ п/п | Нарушение | Ответственность | Норма КоАП РФ |
---|---|---|---|
1 | За непредставление руководителем или другим должностным лицом организации в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет |
Штраф от 300 до 1000 руб. | Статья 21.1 КоАП РФ |
2 | За неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет |
Штраф от 500 до 1000 руб. | Статья 21.2 КоАП РФ |
3 | За необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет |
Штраф от 500 до 1000 руб. | Статья 21.2 КоАП РФ |
4 | За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете |
Штраф от 300 до 1000 руб. | Пункт 3 ст. 21.4 КоАП РФ |
5 | За умышленные порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату |
Предупреждение или штраф от 100 до 500 руб. |
Статья 21.7 КоАП РФ |