Поделиться статьёй:

Определение Конституционного суда РФ от 23.12.2014 № 2906-О

Оспаривались нормы об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. По мнению заявителя, нормы неконституционны из-за неопределенности своего содержания. Они позволяют госорганам и их должностным лицам незаконно возлагать на граждан и юрлиц обязанности, исполнение которых требует значительных материальных затрат. Тем самым положения нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права и, как следствие, служат причиной ошибочных решений.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее. По Закону о пожарной безопасности ответственность за нарушение ее требований несут: собственники имущества, руководители органов власти, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться соответствующим объектом, в т. ч. руководители организаций. Кроме того, такую ответственность несут лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Данные нормы определяют круг лиц, на которых может быть возложена упомянутая ответственность.

При этом положения не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Такое лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований актов, должностных инструкций, условий договоров и т. д. В частности, ранее ВС РФ разъяснил, что стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности. В таком случае к ответственности за нарушение этих правил должно привлекаться лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. Если в договоре аренды подобный вопрос не урегулирован, то данная ответственность может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя – в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав правонарушения.

С учетом этого нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.