Поделиться статьёй:

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.12.2014 № Ф05-12389/14

В договоре оказания консалтинговых услуг устанавливалось, что в случае его одностороннего расторжения по инициативе заказчика последний обязан выплатить исполнителю компенсацию. В зависимости от того, на какой стадии исполнения договора осуществлены данные действия, компенсация составляет 35%, 70% или 90% от суммы вознаграждения, рассчитываемой, как если бы договор был исполнен полностью.

Суд округа согласился с нижестоящими инстанциями, признавшими такое условие недействительным. В соответствии с ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Поручение прекращается отменой поручения доверителем. При этом соглашение, ограничивающее право доверителя либо поверенного отказаться от поручения, ничтожно. ГК РФ также не ограничивает возможность расторжения агентского договора вследствие отказа одной из сторон от его исполнения.

Спорное условие фактически представляет собой санкцию за отказ от услуг, что ограничивает право заказчика на расторжение договора.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что стороны могут согласовать иной режим определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика). Также соглашением сторон может устанавливаться порядок осуществления права на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг (в частности, односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной суммы другой стороне).

Суды обоснованно сочли, что возможность сторон согласовать иной режим отказа от договора не свидетельствует о правомерности санкции (штрафа, компенсации, неустойки) за односторонний отказ от договора.