Поделиться статьёй:

 Морозов И. В.

Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

Вопрос-ответ

Необходима ли постановка на налоговый учет одного сотрудника (как стационарного рабочего места), отправленного в командировку более чем на один месяц?

Вопрос об отнесении к обособленным подразделениям одного стационарного рабочего места, оборудованного вне места нахождения налогоплательщика, в правоприменительной практике до настоящего времени решается по-разному.

Обособленным подразделением организации в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Для целей ст. 83 НК РФ подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика в том случае, если оно находится на территории, налоговый учет и налоговый контроль на которой осуществляет другой налоговый орган, в котором налогоплательщик уже состоит на учете.

Рабочим местом в соответствии со ст. 209 ТК РФ признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В ст. 11 НК РФ законодатель при определении рабочих мест применил множественное число. Данное обстоятельство явилось основанием для позиции, согласно которой к образованию обособленного подразделения приводит создание не менее двух рабочих мест. Так, ФАС Московского округа в своих постановлениях от 03.10.2001 № КА-А40/5441-01, от 05.12.2003 № КА-А41/9770-03 пришел к выводу о том, что если в обособленном подразделении работает только один человек, постановки на учет не требуется. Руководствовался суд тем, что для признания подразделения обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ необходимо два и более стационарных рабочих места. То есть при направлении в командировку одного сотрудника на срок более чем один месяц создавать обособленное подразделение и соответственно ставить его на учет нет необходимости.

Противоположной позиции по данному вопросу придерживается Минфин России, который в письме от 29.04.2004 № 09-3-02/1912 указывает, что для возникновения обособленного подразделения достаточно оборудования одного рабочего места. Данная точка зрения поддержана и в ряде судебных актов (см., например, постановления ФАС Московского округа от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, Дальневосточного округа от 28.01.2002 № Ф03-А59/01-2/2806). Еще одним предметом для спора является факт подтверждения командировки. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 10.03.2004 № Ф04/1209-235/А03-2004 удовлетворил требование налоговых органов о привлечении общества к ответственности за осуществление деятельности без постановки на налоговый учет. Суд пришел к такому выводу, поскольку общество не представило доказательств, подтверждающих, что работы проводились командировочным методом.

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 04.02.2002 № А05-9651/01-491/14 принял сторону налогоплательщика, сочтя факт создания обособленного подразделения недоказанным. При этом суд, в частности, сослался на то обстоятельство, что общество выполняло строительные работы силами работников, командированных в другой город на срок более одного месяца.

Таким образом, при решении вопроса о том, имеет ли место создание обособленного подразделения при направлении работников в командировку на срок более одного месяца, необходимо первоначально выяснить фактический срок действия договора о выполнении работ (услуг), срок исполнения обществом договорных обязательств на каждом участке и срок пребывания каждого командированного сотрудника. Также следует акцентировать внимание на конкретных условиях командировки: так, если откомандированный сотрудник будет фактически выполнять работу на рабочем месте, подконтрольном организации-контрагенту, то создания обособленного подразделения, по нашему мнению, не происходит. Однако в любом случае непостановка обособленного подразделения на налоговый учет может повлечь возникновение спора с налоговым органом и необходимость защиты своей позиции в суде.

 

Индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательская деятельность – это одно и то же?

Современное российское законодательство не дает такого понятия, как «индивидуальная трудовая деятельность». В СССР данное понятие толковалось как общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями (ст. 1 Закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности от 19.11.1986). С легализацией частной предпринимательской деятельности понятие «индивидуальная трудовая деятельность» утратило смысл.

В настоящее время в законодательстве существуют два самостоятельных понятия: «предпринимательская деятельность граждан» и «трудовая деятельность».

Трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и возникает в случае приема на работу. Признаками трудовых отношений являются, прежде всего, выполнение трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, с одной стороны, и обеспечение работодателем условий труда, с другой стороны.

Гражданский кодекс РФ дает определение предпринимательской деятельности, каковой считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Результатом данных видов деятельности является получение прибыли тем или иным законным способом. То есть фактически любая деятельность гражданина, связанная с возмездным характером его труда, помимо трудовой деятельности, является предпринимательской.

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Отсюда некоторые делают вывод, что обязательным условием для характеристики деятельности гражданина как предпринимательской обязательно волеизъявление гражданина. Однако в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 данной статьи, то есть без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. То же указание в отношении исполнения обязанностей по уплате налогов присутствует в абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ.

Отсюда следует, что осуществление гражданином деятельности, которая может быть охарактеризована как предпринимательская, без соответствующей регистрации может повлечь негативные гражданско-правовые и налоговые последствия, но не может служить основанием для непризнания деятельности предпринимательской.

Законодательство допускает случаи, когда гражданин может осуществлять деятельность, связанную с возмездным трудом, не признаваясь предпринимателем, однако это именно исключения, специально оговоренные в законе (например, адвокатская деятельность (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и нотариальная деятельность (абз. 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I)).

Регистрация граждан в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».