Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Об ответственности за непредставление
пояснений инспекторам

Многие руководители компаний и бухгалтеры сталкиваются с необходимостью представления пояснений. Но не все знают, что делать в этом случае. Кто-то представляет минимальные пояснения, чтобы формально соблюсти ограничения и представить пояснения. Кто-то представляет максимальное количество документов, связанных и не связанных с предметом проверки и запросом проверяющих. А некоторые избирают позицию отказа от пояснений, рассчитывая на минимальные штрафные санкции. В этом случае важно оценить негативные налоговые последствия.

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Налоговый орган, в свою очередь, может вызвать налогоплательщика в налоговый орган в следующих случаях:

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и(или) противоречия между сведениями, содержащимися
    в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате
    в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Получение пояснений в ходе выездной налоговой проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта налоговой проверки и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий. Также правомерным будет требование пояснений налогоплательщика в письменной форме или закрепление пояснений иными способами, в том числе с использованием технических средств (письмо ФНС России от 13.08.2014 № ЕД-4-2/16015). Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обращение к налогоплательщику с требованием о представлении пояснений должно быть документировано.

Какие документы вправе потребовать налоговый орган?

1. Пояснения по налоговой декларации. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и(или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. Пояснения о размере убытка. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).

3. Документы, подтверждающие уменьшение налоговой базы. В подтверждение уменьшения налогооблагаемой базы налоговый орган запрашивает:

  • первичные документы;
  • регистры налогового учета.

4. Подтверждение нулевой декларации. Для того чтобы подтвердить право на применение льгот по НДС, например при экспорте, также понадобятся документы.

5. Подтверждение имущественных льгот. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика – индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и(или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

6. Противоречия в декларации.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Способ представления пояснений

Пояснения в налоговый орган подаются двумя способами: на бумажном носителе; в электронном виде.

Если вы решили представить документы на бумажном носителе, то в этом случае также существуют два варианта: представление лично; представление через почтового представителя.

В случае направления пояснений в электронном виде важно помнить, что пояснения в электронном виде могут быть необязательными и обязательными.

Обязательные пояснения требуются в отношении НДС, например, когда «упрощенец» выступает в качестве налогового агента.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.

Таким образом, в отношении НДС пояснения обязательны в электронной форме. В остальных случаях возможно подать пояснения на бумажном носителе. Но при этом достаточно сложно определить, в каком виде лучше давать пояснения, это решает сам налогоплательщик.

Кто-то предпочитает подавать пояснения на бумажном носителе, поскольку можно лично побеседовать с инспектором, а «инспекторы – тоже люди» и могут понять и пойти в каком-то случае навстречу. Кто-то желает избежать коррупционной составляющей и поэтому представляет документы в электронном виде.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При представлении пояснений в адрес контролеров налогоплательщик на основании п. 4 ст. 88 НК РФ вправе дополнительно направить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Ответственность за непредставление пояснений

Ответственность за непредставление пояснений не так велика, но предусмотрена в различных нормах налогового законодательства.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

Согласно ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Однако те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Штраф за непредставление документов в ходе встречной проверки не зависит от количества непредставленных документов. Отказ от их представления или представление с опозданием влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ. В этом случае штраф взыскивается в размере 10 000 руб.

Налоговая ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 128 НК РФ. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма требования о представлении пояснений утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 1).

В каком случае можно избежать налоговой ответственности?

Существует ряд случаев, когда ответственность не наступает.

Так, по смыслу положений п. 3 ст. 88 НК РФ под сроком представления уточненной декларации для целей неприменения к налогоплательщику ответственности по ст. 129.1 НК РФ подразумевается пять рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (со дня, когда требование считается полученным налогоплательщиком). То есть если налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений внес соответствующие исправления и представил уточненную налоговую декларацию, ответственность по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление пояснений не наступает.

Еще один случай, когда ответственность не наступает, связан с отсутствием обязанностей налогоплательщика. Из буквального толкования п. 3 ст. 88 НК РФ следует, что сообщение с требованием представить пояснения может быть направлено налогоплательщику при условии нарушения последним налогового законодательства (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 № 05АП-11259/2013).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если же налогоплательщик обнаружит в поданной им декларации недостоверные сведения и ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то он вправе «уточниться», внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Неявка в налоговый орган может быть связана с уважительной причиной: болезнь сотрудника; направление сотрудника в командировку.

Во избежание штрафа необходимо представить больничный лист либо приказ на командировку. Но бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах (решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 № А23-1512/07А-14-90).

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа – и в других случаях (ст. 90 НК РФ). Следовательно, ввиду болезни или старости ответственность не наступает, если по уважительным причинам лицо не явилось в налоговый орган для представления пояснений.

В заключение нужно обратить внимание, что пояснения целесообразно представлять вовремя. В случае невозможности представления пояснений нужно сообщить в налоговый орган по месту регистрации.