Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Смирнова С. К.

Смирнова С. К.,
практикующий бухгалтер, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

 

Ошибки в сведениях персонифицированного учета, представляемых в ПФР

Все работодатели ежеквартально в установленные сроки представляют в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями. Ситуации бывают разными, и в некоторых случаях привлечение к ответственности судьи признают необоснованным.

 Напомним, что с 2014 года для плательщиков-работодателей введена единая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Сроки представления отчетности с 2015 г. в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля уплаты страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Одновременно с этим ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета либо представление страхователем неполных и(или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и(или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что страхователя можно привлечь к ответственности дважды: и на основании Закона № 212-ФЗ, и на основании Закона № 27-ФЗ. Однако Минтруд в своих письмах от 04.04.2014 № 17-3/В-138, от 08.04.2014 № 17-3/В-142 указал, что с учетом принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к страхователям применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ. Что касается штрафных санкций, установленных для плательщиков страховых взносов ст. 17 Закона № 27-ФЗ, то они применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений персонифицированного учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных или недостоверных сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Закона № 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты или недостоверности указанных сведений производятся в судебном порядке.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Начиная с объединенной отчетности в ПФР за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, применяются штрафные санкции, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, а за представление недостоверных сведений – санкции, предусмотренные Законом № 27-ФЗ.

Полнота и достоверность сведений

Понятие неполноты или недостоверности сведений законодательством не установлено, и, как отмечалось ранее, данное определение устанавливается в судебном порядке. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.2014 № А27-8481/2013 отметил, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность, поскольку в этом случае ошибки подлежат исправлению в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н).

Так, в соответствии с п.п. 31, 41 Инструкции № 987н установлено, что в случае обнаружения ошибок или расхождений в представленных в ПФР сведениях индивидуального (персонифицированного) учета страхователь должен устранить их в двухнедельный срок после получения уведомления от ПФР. В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях ПФР вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. Таким образом, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, Пенсионный фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Более того, ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусмотрено ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах. Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2013 № А19-6590/2012 (определением ВАС РФ от 27.06.2013 № ВАС-7518/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Вместе с тем хотелось бы отметить, что штраф, взыскиваемый с работодателя за представление неполных индивидуальных сведений, должен рассчитываться исходя из суммы платежей в органы ПФР, относящихся только к тем застрахованным лицам, в отношении которых представлены недостоверные или неполные сведения. Определение штрафа исходя из всей суммы страховых взносов за отчетный период приведет к тому, что размер ответственности будет зависеть не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников (п. 16 информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 № 79). Несмотря на то что данные разъяснения довольно «старые», суды по-прежнему ссылаются на позицию Президиума ВАС РФ. Например, постановление ВАС РФ от 14.03.2014 № ВАС-2251/14, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2014 № А27-8481/2013, ФАС Поволжского округа от 12.03.2013 № Ф06-810/13, ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12. Кроме того, данные разъяснения Президиума ВАС РФ были доведены до сотрудников ПФР на местах письмом от 31.08.2004 № АК-09/25/9488.

krug ПОЗИЦИЯ ПФР

Если в текущем расчетном (отчетном) периоде необходимо удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены в предыдущие отчетные периоды, то эта сумма доначислений (отрицательная) должна быть учтена в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета. При этом сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, равна сумме, учтенной в расчете РСВ-1 ПФР, прошедшем камеральную проверку в органе контроля уплаты страховых взносов.

- Письмо от 19.05.2011 № 08-26/5404.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2014 № А28-7804/2013 рассмотрена следующая ситуация: ПФР в ходе выездной проверки пришел к выводу, что организация занизила базу для начисления страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, так как не включила в нее отдельные виды выплат (в том числе суммы компенсаций и премий работникам). Таким образом, данные суммы не были учтены и при формировании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому проверяющие посчитали, что организация представила недостоверные сведения индивидуального учета за соответствующие периоды. В итоге они доначислили компании страховые взносы в отношении спорных выплат, а также оштрафовали ее за два нарушения:

  • за неполную уплату взносов в результате занижения базы для их начисления (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ);
  • за представление в ПФР неполных или недостоверных сведений индивидуального учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Арбитражные суды всех трех инстанций признали законным доначисление страховых взносов на суммы спорных выплат и оставили в силе решение ПФР о взыскании штрафа за неполную уплату взносов. Но вместе с тем судьи отменили штраф за представление недостоверных сведений индивидуального учета. При этом они исходили из того, что согласно действующим нормам организация должна представить в фонд по каждому работающему у нее застрахованному лицу информацию о размере его дохода, на который были начислены страховые взносы, а также о сумме фактически начисленных взносов (пп.пп. 6 и 7 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Следовательно, суды пришли к выводу, что Законом № 27-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя подавать в фонд сведения о выплатах, которые он не включил в базу для начисления страховых взносов. Кроме того, арбитры указали, что организация не обязана сообщать в ПФР и о тех суммах страховых взносов, которые она не начислила (даже если она не начислила их по ошибке).

При таких обстоятельствах суды посчитали, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные организацией, являются достоверными. Значит, штраф за их неполноту или недостоверность подлежит отмене.

krug ВАЖНО В РАБОТЕ

При изменении данных персонифицированного учета, поданных за 2013 год и более ранние периоды, необходимо сформировать корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) и представить их вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором произведена корректировка данных о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица.

ПФР не получил сведения, переданные по телекоммуникационным каналам связи

Также у страхователя отсутствуют основания для привлечения к ответственности, если он отправил сведения по телекоммуникационным каналам связи в установленный срок (при наличии подтверждающих документов), а ПФР по каким-то причинам их не получил. Так, общество было привлечено к ответственности на основании ст. 17 Закона № 27-ФЗ за то, что сведения о застрахованных лицах были представлены 16.05.2013 при установленном законодательством сроке не позднее 15.05.2013. При этом суд выяснил, что фактически общество по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП направило сведения 15.05.2013, то есть в пределах законодательно установленного срока, что подтверждается документами (например, извещением о доставке оператору, квитанцией на извещение о доставке оператору, письмом оператора связи общества). В связи с этим был сделан вывод об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для привлечения общества к ответственности, поскольку обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах исполнена последним своевременно, а факт получения фондом указанных сведений 16.05.2013 не имеет значения для квалификации обязанности страхователя как неисполненной. Между тем доводы ПФР о необходимости соотнесения момента представления данных сведений в фонд с датой их получения последним согласно заключенному соглашению об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи отклонены арбитрами, так как условия данного соглашения приоритета над нормами действующего законодательства иметь не могут (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2014 № А19-14136/2013).

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующее законодательство не предусматривает возможность устного уведомления плательщика страховых взносов о необходимости внесения соответствующих исправлений в представленную отчетность.

В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в ПФР расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести изменения в расчет и представить его в ПФР. Однако сроки подачи уточненного расчета закон не устанавливает. Между тем в письме ПФР от 25.06.2014 № НП-30-26/7951 фонд дает следующие разъяснения. Уточненный расчет по форме РСВ-1 принимается только до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, на исправление ошибок путем подачи уточненного расчета специалисты ПФР дают всего лишь две недели после окончания срока подачи исходного расчета. То есть уточненный расчет за I квартал 2015 г. можно подать до 01 июня 2015 г., а за полугодие – до 01 сентября 2015 г. Кроме этого, в случае обнаружения страхователем в представленном им в ПФР отчете ошибок, а также факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений, после истечения указанного срока необходимо отражать данные в строке 120 и разделе 4 формы РСВ-1 ПФР с представлением сведений о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц с типом корректировки – корректирующая или отменяющая, за корректируемый период в отчетном периоде, в котором обнаружены ошибки, не представляя одновременно уточненный РСВ-1 за период, в котором были допущены указанные ошибки. При этом в части заполнения указанного отчета следует обратить внимание, что заполнение показателей строки 120 и раздела 4 производится за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель «период, за который выявлены и доначислены взносы», представленный страхователем ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разделе 4 весь расчетный период.

krug ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ошибки не приводят к занижению сумм страховых взносов, подлежащих уплате, то плательщик страховых взносов вправе, но не обязан внести в расчет необходимые уточнения.

Напомним, что постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п утвержден порядок заполнения формы РСВ-1 (далее – Порядок заполнения). В соответствии с п. 33 Порядка заполнения раздел 6 в уточненном расчете заполняется только в отношении тех работников, в сведениях о которых были допущены ошибки. В подразделы 6.1 и 6.2 вносятся сведения о работнике и периоде, за который подаются сведения. В подразделе 6.3 знак «Х» необходимо поставить в поле «корректирующая». В поле «Отчетный период» следует указать код периода, за который сдается уточненный расчет (3 – квартал, 6 – полугодие, 9 – девять месяцев или 0 – календарный год). В подразделах 6.4 и 6.5 должны быть правильные сведения о выплатах в пользу работника и начисленных с них страховых взносах, причем все, что были в исходном отчете, а не только исправленные. Подраздел 6.6 следует заполнять только для формы с типом сведений «исходная» (п. 41 Порядка заполнения), так что при подаче уточненного расчета с корректирующими сведениями данный подраздел не заполняется. Данные в подраздел 6.7 нужно внести в том случае, если с выплат в пользу работника, на которого подаются корректирующие сведения, начислены страховые взносы по дополнительным тарифам.