Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Новые правила регистрации юрлиц
и индивидуальных предпринимателей

Если вы решили расширить бизнес или имеете новую бизнес-идею и хотите открыть ИП, то вы будете это делать по новым правилам. Конечно, основные принципы регистрации юридических лиц и предпринимателей остались прежними, но при этом существует и ряд изменений.

В настоящее время действует целый ряд нововведений в отношении регистрации юридических лиц:

1. Введен новый регламент регистрации юридических лиц.

Приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н установлен новый Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Кроме того, установлен запрет на дополнительные бюрократические процедуры. Инспекции при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг.

Сроки предоставления госуслуги не изменились и составляют 3 дня при регистрации юридического лица, изменений, 5 дней – в случае отказа в регистрации. Также не изменился перечень документов. Но при этом появились дополнительные бюрократические основания для приостановления госуслуги. Инспекция вправе принять решение о приостановлении предоставления государственной услуги до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в случае, если у инспекции имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и(или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и(или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Но при этом расширились возможности в отношении представления документов в инспекцию. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены в инспекцию или многофункциональный центр непосредственно заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам. Представление документов в инспекцию может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Как и раньше, инспекция не вправе требовать дополнительных документов, а также документов, находящихся у государственных органов власти. Но при этом в новом регламенте установлено, что документы заявитель вправе представить в инспекцию по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Также не изменился и размер государственной пошлины.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Заинтересованные лица вправе направить в регистрирующий орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава ООО.

2. Возражения заинтересованного лица относительно государственной регистрации.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ установлена форма возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Данная поправка связана с достаточно большим количеством судебных споров, а также поправками в законодательство об акционерных обществах.

Согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в Единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При оплате государственной пошлины плательщиком должен быть заявитель.

3. Регистрация изменений в учредительные документы.

В соответствии с поправками, внесенными в Закон № 129-ФЗ, уточнен перечень документов, которые необходимо подать при внесении изменений в учредительные документы.

Экземпляр изменений или учредительных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения этих документов при направлении документов в регистрирующий орган.

В перечень документов включены дополнительные документы:

  • документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительные документы юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, вносятся изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;
  • документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительные документы юридического лица, являющегося акционерным обществом, вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным;
  • документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

Государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица.

4. Форма государственной регистрации изменений.

Внесены изменения в заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Форма № Р13001 (форма по КНД 1111502) (приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016)). Изменения касаются классификации видов деятельности. С 11.07.2016 для целей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используется ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2) (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При получении документов от заявителя регистрирующий орган (многофункциональный центр) выдает или направляет почтой или в форме электронного документа (в зависимости от способа представления документов заявителем) расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения.

Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе
в государственной регистрации

Если уполномоченный орган вынес решение об отказе в государственной регистрации, такое решение возможно обжаловать. Четкий порядок обжалования установлен в Законе № 129-ФЗ.

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права (ст. 25.1).

Для того чтобы обжаловать решение, возможно:

  • подготовить жалобу;
  • подготовить исковое заявление.

Куда подавать заявление?

По выбору заявителя заявление подается:

  • в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы;
  • в суд.

Следует обратить внимание, что, например, в отношении результатов налоговых проверок необходимо сначала обжаловать результаты в вышестоящем налоговом органе и уже впоследствии в суде. А вот в отношении регистрации юрлиц и предпринимателей обязательный досудебный порядок отсутствует (письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@).

Жалобу можно подать или через регистрирующий орган, решение которого обжалуется, или непосредственно в регистрирующий орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Что нужно указать в жалобе?

В жалобе указываются:

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес юридического лица, подающего жалобу;

б) сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;

в) наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;

г) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

д) требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

Жалоба должна быть рассмотрена в обязательном порядке.

Однако жалоба может быть оставлена без рассмотрения в следующих случаях:

а) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, оформленные в установленном порядке и подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

б) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Федеральным законом, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

в) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;

д) имеется вступившее в законную силу решение суда или арбитражного суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие решения:

а) об отмене решения регистрирующего органа;

б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Но понятно, что в большинстве случаев компании и предприниматели обжалуют решения в судебном порядке.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Предварительное досудебное обжалование решения о государственной регистрации не является обязательным и осуществляется по желанию заявителя.

Случаи, когда отказ регистрирующего органа признан судом неправомерным

В большинстве случаев суды признают правомерным отказ в государственной регистрации юрлиц или изменений. Однако существует и противоположная практика.

1. Переход доли в порядке наследования.

В случае перехода прав на долю в порядке наследования общество вправе выступать заявителем при госрегистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении изменения состава участников общества, поскольку это не нарушает прав наследников (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.2012 № А28-4104/2011).

2. Регистрация устава средства массовой информации.

Регистрация устава СМИ отличается от регистрации устава общества. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 № А21-10380/2012 суд удовлетворил заявление общества о признании частично недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по муниципальному образованию. Закон от 27.12.1991 № 2124-1 не предусматривает процедуру государственной регистрации устава редакции средства массовой информации и такого документа, как устав газеты, а направление копии устава редакции или заменяющего его договора не является процедурой государственной регистрации устава, вступление в действие которого непосредственно связано с моментом такой регистрации.

3. Подача заявления об изменениях при приобретении доли на торгах.

Общество, которое приобрело долю на торгах, может подать заявление о регистрации изменений в ЕГРЮЛ. В постановлении ФАС Московского округа от 21.02.2011 № КГ-А40/402-11 суд пришел к выводу о том, что общество, которое приобрело долю на торгах в рамках конкурсного производства, вправе выступать заявителем при госрегистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении изменения состава участников общества, если на момент обращения в регистрирующий орган общество, отчуждавшее долю, было ликвидировано.

4. Подача заявления участником, вышедшим из общества.

В отношении подачи заявления участником, вышедшим из общества, существует неоднозначная практика. Однако есть мнение о том, что участник, вышедший из общества, может подать заявление о внесении изменений. В постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 № 13АП-4629/14 суд установил, что в соответствии с пп. 1.4 п. 1 указанной статьи при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть в том числе участники общества. В соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества, в регистрирующий орган одновременно с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме № Р14001 представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

5. Оставление поданных документов без рассмотрения.

Уполномоченный орган не может оставить без рассмотрения заявление о регистрации. В постановлении ФАС Уральского округа от 26.12.2011 № Ф09-8526/11 суд пришел к выводу о том, что оставление заявления о государственной регистрации без рассмотрения противоречит положениям Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также о том, что обжалуемыми действиями регистрирующего органа нарушается право общества на рассмотрение компетентным органом заявления о государственной регистрации. Наличие запрета на совершение регистрационных действий в отношении общества не препятствовало принятию регистрирующим органом заявлений общества для рассмотрения и принятия решения о возможности государственной регистрации.

6. Запрос документов об уведомлении кредиторов при регистрации уменьшения уставного капитала.

В случае уменьшения уставного капитала уполномоченный орган не может запрашивать дополнительно уведомление кредиторов. В постановлении ФАС Поволжского округа от 08.08.2013 № А65-26165/2012 суд указал, что в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В заключение нужно обратить внимание, что при регистрации юридического лица, предпринимателя важно перепроверить все документы во избежание ошибок и отказа в регистрации. Отказ в регистрации или приостановка регистрации, безусловно, являются нежелательными явлениями для любой компании и ИП.