Поделиться статьёй:

УСН | ТОЧКА ОТЧЕТА

Веляев К. А.,

Веляев К. А.,
налоговый консультант

Транспортный налог за 2014 год

С этого года вступают в силу изменения в законодательстве, касающиеся транспортного налога. Например, теперь налогоплательщики должны ориентироваться на ставки, порядок и сроки уплаты этого налога, установленные в регионе. При этом расчет транспортного налога за 2014 год остался прежним.

Ряд изменений, не влияющих на расчет налога, вступил в силу с 2015 года. В частности, уточнено, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. Также законодатель конкретизировал две категории налогоплательщиков транспортного налога: это организации и физические лица. Индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог как физические лица; кстати, для данной категории налогоплательщиков налог теперь уплачивается в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

krugВАЖНО В РАБОТЕ 

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства.

Кроме того, с 2015 года налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ. Срок уплаты авансовых платежей не изменяется (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

Также во многих регионах повысились налоговые ставки. Например, в Волгоградской области налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 9,00 руб. с каждой лошадиной силы.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Декларация по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). С 01 января 2011 года в течение налогового периода расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу в налоговый орган не представляются.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Право изменять этот срок субъектам РФ не предоставлено (письмо Минфина России от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).

При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@. За 2014 год необходимо отчитываться по этой форме с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254@.

Особенности подачи декларации при реорганизации

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками). Следовательно, правопреемник (правопреемники) уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Также правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, при реорганизации юридического лица налоговая декларация по транспортному налогу в налоговый орган представляется правопреемником (правопреемниками) в порядке, предусмотренном ст. 363.1 НК РФ. При этом последний налоговый период для реорганизованной организации определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 55 НК РФ.

Если транспортные средства реорганизованной организации переходят правопреемнику, правопреемник реорганизованной организации обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (письма ФНС России от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 24.05.2011 № 16-15/050649@).

При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «260» или «216» (приложение № 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В реквизите «налогоплательщик» указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКТМО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В реквизите «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении № 2 к Порядку.

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Мощность двигателя устанавливается исходя из технической документации на соответствующее ТС и указывается в регистрационных документах, в частности, в паспорте транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Согласно п. 19 Методических рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий перерасчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). Это равносильно выражению 1 л. с. = 0,73549875 кВт (письмо Минпромторга России от 18.10.2012 № 20-3729). При этом округление конечного результата должно производиться с точностью до второго знака после запятой.

Мощность двигателя автомобиля в ПТС в лошадиных силах не указана. Согласно ПТС мощность двигателя в метрических единицах мощности составляет 184 кВт.

Налоговая база в целях исчисления транспортного налога составит:

184 кВт х 1,35962 = 250,17 л. с.

2) как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы – в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ);

3) как валовая вместимость в регистровых тоннах – в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость (пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ). Валовая вместимость устанавливается исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций);

4) как единица транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (п. 23 Методических рекомендаций).

krugПЕРВОИСТОЧНИК 

Налоговая база определяется по каждому транспортному средству в отношении транспортных средств, указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

- Пункт 2 ст. 359 НК РФ.

В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на ТС, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на ТС для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ (п. 22 Методических рекомендаций, п. 2 письма УМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 26.06.2003 № 07-04/1307). По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством (п. 20 Методических рекомендаций).

krugПОЗИЦИЯ МИНФИНА 

В целях исчисления транспортного налога по гибридным автомобилям (автомобилям, имеющим двигатели, работающие на разных видах энергии, например, бензиновый и электродвигатель) учитывается совокупная или суммарная мощность двух двигателей в качестве налоговой базы по транспортному налогу.

- Письмо Минфина России от 31.10.2012 № 03-05-07-04/18.

Порядок исчисления транспортного налога

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Формула для исчисления транспортного налога:

ТН = НБ х СТН,

где

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями за налоговый период, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Налогоплательщиками-организациями, исчисляющими и уплачивающими авансовые платежи по отчетным периодам, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется по формуле:

ТН = ( НБ х СТН) – САП,

где

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.);

САП – сумма авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (руб.).

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством

В случае регистрации транспортного средства и(или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством, определяется по формуле:

К = МП : МК,

где

МП – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

МК – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц (письма Минфина России от 19.09.2012 № 03-05-06-04/163, от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269).

Если в течение налогового периода собственник менялся, налог уплачивается и прежним, и новым владельцем транспорта исходя из количества полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на каждого из них (письмо Минфина России от 04.10.2013 № 03-05-06-04/41284). Получается, что за месяц, в котором ТС было продано и куплено, налог уплачивают и прежний, и новый владельцы. Специалисты финансового ведомства разъясняют, что уплата налога каждым из собственников за одно и то же ТС не приводит к двойному налогообложению, поскольку объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков (письма Минфина России от 01.02.2013 № 03-05-06-04/21, от 18.10.2011 № 03-05-06-04/298). Исключением являются случаи перерегистрации одного и того же транспортного средства, осуществленные на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, например при договоре лизинга (письмо Минфина России от 25.12.2007 № 03-05-06-04/45).

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом обложения налогом на период розыска автомобиля при наличии подтверждающих документов (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Причем месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

Пример 1.

В июле текущего года у организации (г. Саратов) угнан автомобиль с мощностью двигателя 127 л. с., о чем заявлено в соответствующий орган и получены документы, подтверждающие факт угона. В ноябре текущего года автомобиль найден и возвращен владельцу. Ставка транспортного налога для данного автомобиля ст. 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО установлена в размере 30 руб./л. с. Предположим, что авансовые платежи по транспортному налогу в данном регионе не предусмотрены.

Период нахождения автомобиля у владельца в целях исчисления транспортного налога составляет 9 месяцев (с января по июль и с ноября по декабрь).

Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:

9 мес. : 12 мес. = 0,75.

Транспортный налог за год составит:

127 л. с. х 30 руб./л. с. х 0,75 = 2857,5 руб.

 Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц следует уплачивать по месту нахождения транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-05-05-04/11, от 27.03.2007 № 03-05-06-04/16).

Пример 2.

На 01 января на балансе организации находился легковой автомобиль, который был зарегистрирован по месту нахождения головной организации. Автомобиль снят с учета в регистрирующих органах 10 июля того же года и передан в обособленное подразделение, находящееся на территории другого субъекта РФ. Автомобиль зарегистрирован 15 июля того же года по месту нахождения обособленного подразделения.

В этом случае уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения головной организации с января по июль, а по месту нахождения обособленного подразделения – с августа.

Повышающий коэффициент

С 01 января 2014 года в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента. Размер повышающих коэффициентов зависит от средней стоимости автомобилей и количества лет, прошедших с года их выпуска:

Величина коэффициентаСредняя стоимость легкового автомобиляСрок, прошедший с года выпуска легкового автомобиля
1,1 от 3 до 5 млн руб. включительно от 2 до 3 лет
1,3 от 3 до 5 млн руб. включительно от 1 года до 2 лет
1,5 от 3 до 5 млн руб. включительно не более 1 года
2 от 5 до 10 млн руб. включительно не более 5 лет
3 от 10 до 15 млн руб. включительно не более 10 лет
3 от 15 млн руб. не более 20 лет

При этом исчисление сроков, указанных в п. 2 ст. 362 НК РФ, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей гл. 28 НК РФ определен приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн рублей размещается ежегодно не позднее 01 марта на официальном сайте Министерства: http://minpromtorg.gov.ru/

Пример 3.

В организации имеются два легковых автомобиля, стоимость которых попадает в первый интервал средней стоимости от 3 000 000 до 5 000 000 руб. Один автомобиль – 2013 года выпуска, второй – 2014 года.

С года выпуска первого автомобиля прошло более одного года, с года выпуска второго – не более одного года. Исходя из этого при расчете налога за 2014 год размеры повышающих коэффициентов: для первого автомобиля – 1,3, для второго – 1,5.

ФНС России в письме от 24.03.2014 № БС-4-11/5316 разъяснила, что в связи с тем, что организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, повышающий коэффициент необходимо применять при уплате транспортного налога за налоговый период. Это означает, что сумму транспортного налога нужно умножить на коэффициент только по итогам года, а авансовые платежи следует рассчитывать без него. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508. Однако, как мы говорили выше, с 2015 года данное правило изменилось и применяется только к расчетам за 2014 год.

Пример 4.

Организация приобрела новый легковой автомобиль стоимостью 4 000 000 руб. с мощностью двигателя 230 л. с. 10 мая текущего года автомобиль зарегистрирован по месту нахождения организации в г. Санкт-Петербурге. Согласно ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 налогоплательщики-организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по итогам отчетных периодов. Ставка транспортного налога для указанного автомобиля составляет 150 руб./л. с.

Повышающий коэффициент для таких автомобилей согласно п. 2 ст. 362 НК РФ равен 1,5. Он применяется не поквартально, а только к сумме налога по итогам года.

Авансовый платеж за I квартал не исчисляется, так как у организации в I квартале не было объекта налогообложения. Для исчисления авансового платежа за II квартал необходимо определить коэффициент, разделив количество полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на налогоплательщика, на количество месяцев в отчетном периоде. При этом месяц, в котором зарегистрировано транспортное средство, при исчислении налога и авансовых платежей принимается за полный календарный месяц.

Коэффициент для расчета авансовых платежей за II квартал равен:

2 мес. (май – июнь) : 3 мес. = 0,6667.

Авансовый платеж за II квартал составит:

230 л. с. х 150 руб./л. с. : 4 х 0,6667 = 5750 руб.

В III квартале 2014 года автомобиль был зарегистрирован все 3 месяца отчетного периода. Авансовый платеж за III квартал равен:

230 л. с. х 150 руб./л. с. : 4 = 8625 руб.

Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:

8 мес. (май – декабрь) : 12 = 0,6667.

К сумме налога применяется повышающий коэффициент 1,5.

Транспортный налог за год составит:

230 л. с. х 150 руб./л. с. х 0,6667 х 1,5 = 34 502 руб.

Сумма к уплате транспортного налога за год за минусом авансовых платежей равна:

34 502 руб. – 5750 руб. – 8625 руб. = 20 127 руб.

На основании изложенного заполним декларацию по транспортному налогу.

Скачать: Декларация по транспортному налогу.