Поделиться статьёй:

Долженко Д.А.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО «Актуальный менеджмент»

Проверка контрагентов: каких последствий ожидать?

Когда проверяют вашего контрагента, поневоле задумаешься: в чем причина такой проверки и каковы последствия? Среди самых распространенных неблагоприятных последствий – непризнание расходов. Поэтому важно помочь, подставить плечо, ведь встречная проверка может коснуться и вас.

Понятие встречной проверки в НК РФ отсутствует, в действительности, в законодательстве поименовано только два вида проверок: камеральная и выездная.

Но при этом как явление существует еще встречная проверка, но она является как бы негласной и проводится в рамках камеральной и выездной проверок.

Налоговые органы имеют право знать:

  • о деятельности третьих лиц, в отношении которых проводится выездная или камеральная проверка, например в отношении вашего контрагента или работника;
  • о любых заинтересовавших налоговиков сделках.

Такие положения следуют из ст. 93 НК РФ.

Что обычно запрашивают налоговики:

  • договоры, контракты;
  • доверенности;
  • приказы о назначении на должность;
  • акты выполненных работ;
  • выписки по счетам бухгалтерского учета.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Под встречной проверкой понимается комплекс мероприятий, предусмотренный в ст. 93.1 НК РФ.

Целями проведения встречных проверок является подтверждение:

1) реальности существования контрагента налогоплательщика;

2) реальности совершенных операций с проверяемым лицом;

3) совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Какие рекомендации можно дать?

Во-первых, в ряде случаев целесообразно свериться с контрагентом, ведь данные у вас могут не совпадать, в результате не только контрагенту могут отказать в НДС, но при этом проверка может добраться и до вас, если налоговый орган увидит многоступенчатую схему работы с фирмами-«однодневками».

Во-вторых, важно определить, какие документы можно представить сразу, а какие собрать будет практически невозможно. Если налоговый орган сделал запрос достаточно большого количества документов, то в этом случае нужно подготовить уведомление налогового органа. В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (письмо Минфина РФ от 01.02.2007 № 03-02-07/1-30).

В-третьих, нужно четко установить график представления документов. По общему правилу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если запрос по встречной проверке присылает посторонняя налоговая инспекция (а такое на практике встречается), то это прямое нарушение п.п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ со стороны налоговиков. Компании следует уведомить свою налоговую инспекцию о произошедшем, чтобы уже «родные» налоговики выясняли, на каком основании подведомственной им компании выставлено требование о представлении документов и(или) информации.

Общение – только через свою инспекцию

Встречная проверка может проводиться:

  • в своем налоговом органе по месту регистрации налогоплательщика. Например, налоговый орган из региона проверяет вашего контрагента, соответственно, он делает запрос в вашу налоговую, которая уже запрашивает документы у вас;
  • в налоговом органе региона. Налоговый орган из региона направляет вам запрос на предоставление информации и данных.

Но поскольку вы работаете в определенном регионе, то направленное письмо в другой регион просто может не дойти в установленные сроки, и вы столкнетесь со штрафными санкциями. Поэтому работайте именно со своей налоговой.

Если у вас возникли вопросы, то решить их возможно, если:

  • обратиться в приемную;
  • обратиться по телефону;
  • отправить письмо по факсу.

Нужно ли исполнять требование налоговой?

Вопрос, исполнять ли требование налоговой, связан с тем, какую тактику выбирает налогоплательщик: рискованную; безрисковую.

Если компания принимает рискованную позицию поведения, то она представляет документы, но не в полном объеме. Часто такая позиция основывается на том, что иногда налоговый орган предъявляет избыточные требования и запрашивает слишком много документов. Налоговики вправе требовать от вас представления только тех документов, которые необходимы для проверки (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Иными словами, истребуемые документы должны непосредственно касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам. Подкреплена данная позиция может быть и судебной практикой. Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.04.2008 № 15333/07 отметил, что истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки. Несоблюдение этого условия влечет за собой невозможность привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Если же налогоплательщик выбирает безрисковую линию, то представляет все документы в установленные сроки.

При представлении документов целесообразно:

1. Написать письмо в налоговый орган.

2. Составить опись документов, передаваемых в налоговый орган.

Позиция ФНС состоит в том, чтобы сократить коррупционную составляющую, документы необходимо представлять в электронном виде, в частности, в 2016 году принята подобная практика в отношении НДС.

При этом в некоторых случаях невозможно представить документы по объективным причинам, например, потому что их нет. В этом случае необходимо также сформировать ответ.

Руководителю
Инспекции ФНС России № 21
по г. Москве
Иванову И. И.

от общества с ограниченной
ответственностью «Реймонд АГ»,
ИНН 7721134420, КПП 772101001,
173000, г. Москва, ул. Вавилова, 27

 

Уведомление

о невозможности своевременного представления документов

Обществом с ограниченной ответственностью «Реймонд» было получено Требование о представлении документов от 21.05.2017 № 562/30-А.

Среди запрошенных налоговым органом документов поименованы журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж, а также счета-фактуры и выписки по счетам бухгалтерского учета за 2015–2017 годы.

Данные документы не могут быть представлены налоговому органу, так как компания применяет упрощенную систему налогообложения, а значит в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ не исчисляет и не уплачивает НДС.

Генеральный директор                 А. К. Гаврилов

В каком виде представлять документы?

Если запрос направлен в виде электронного документа, то и отвечать на него необходимо в виде электронного документа. Документы, представленные на бумажных носителях, не будут считаться таковыми.

Если запрос представлен налоговым органом в виде бумажного документа, то возможно представить ответ на него в бумажном виде.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ст. 93 НК РФ).

Если документы представляются в электронном виде, то представление документов осуществляется через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, осуществляется по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (ст. 93 НК РФ).

Существует специфика формирования электронных документов в части представления сканов.

К документам, которые в соответствии с приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ могут быть направлены в виде скан-образов по ТКС, относятся: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт приемки-сдачи работ (услуг), спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), товарная накладная (ТОРГ-12), дополнение к договору, договор (соглашение, контракт), корректировочный счет-фактура, отчет о НИОКР.

Истребуемый документ, который составлен в электронном виде по установленным форматам и содержит реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается электронной цифровой подписью налогоплательщика и направляется в налоговую инспекцию по ТКС (п. 20 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@).

Документы, определенные приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@, которые составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС в ответ на требование налоговой инспекции, не требуют предварительного заверения печатью и подписью, так как эти документы заверяются электронной подписью.

krugПОЗИЦИЯ СУДА

Отсутствие сообщения налоговикам в пятидневный срок об отсутствии у налогоплательщика документов по встречной проверке карается по п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 № А56-34525/2011.

Проблемы с третьими лицами

В отношении проверки контрагентов существуют действительные проблемы.

Во-первых, контрагент может отразить данные по первоначальным документам и не принять корректировочные, в первичных документах могут содержаться ошибки, и это приведет к тому, что у контрагента не признают затраты, а ваши отношения будут безнадежно испорчены.

Во-вторых, вы можете не отразить в учете операцию ввиду того, что вы не приняли закрывающие документы, например, если вас не устраивает качество товара или работ.

В-третьих, нарушения могут быть допущены третьей стороной, например перевозчиком, а проблемы в доказывании могут возникнуть у продавца и покупателя. В качестве примера можно назвать постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2015 № Ф10-3227/2015. Налогоплательщиком в целях осуществления основного вида деятельности – растениеводство и животноводство – был заключен договор подряда, в рамках которого налогоплательщику передавалось иностранное технологическое оборудование. В целях подтверждения реальности хозяйственных операций налогоплательщиком были представлены договоры, счета-фактуры, акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, разрешение на ввод в эксплуатацию картофелехранилища. При этом все первичные документы содержат необходимые реквизиты. Факт принятия к учету приобретенного товара подтвержден и ИФНС не оспорен. Отклоняя довод ИФНС о нарушениях, выявленных при перемещении спорного оборудования через таможенную границу РФ, суд указал, что таможенное оформление оборудования производилось третьим лицом, не являющимся непосредственным контрагентом налогоплательщика, в связи с чем в рамках проведения проверки у ИФНС не имелось оснований для истребования и оценки данных документов, так как указанные действия не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки.

Четвертой проблемой может быть сбой программного обеспечения при представлении документов. Можно привести примеры, в которых по техническим причинам из-за сбоев связи созданная и подготовленная к отправке налоговая декларация не попала в базу данных инспекции и не была обработана в срок (постановление ФАС Московского округа от 19.10.2010 № КА-А40/12165-10).

В заключение необходимо отметить, что количество встречных проверок во многом зависит не от налоговой, а от вас: насколько детально вы проверяете контрагентов, исключая заключение договоров с фирмами-«однодневками», как вы относитесь к мероприятиям внутреннего контроля и какие у вас отношения с вашими контрагентами.