Поделиться статьёй:

ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ

 Морозов И. В.

Морозов И. В., налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»

ПРОБЛЕМА 

УК заключила агентские договоры с РСО организациями на начисление и сбор платежей от населения за коммунальные услуги. По условиям агентских договоров за свои услуги мы получаем агентское вознаграждение в процентах от собранных средств. Ежемесячно РСО предоставляются отчеты о начисленных, собранных от населения и перечисленных средствах. Денежные средства поступают в кассу УК (в структуре организации имеется свой РКЦ, оборудованный кассовым аппаратом, зарегистрированным в налоговой инспекции). Терминалами и прочими аппаратами по приему платежей от населения мы не пользуемся. Договоров на прием платежей от населения через кредитные организации нет. С собственниками помещений в МКД заключены договоры управления. Правомерно ли считать УК оператором по приему платежей от населения и необходимо ли открывать спецсчет и вставать на учет в органах Росфинмониторинга?


РЕШЕНИЕ

По нашему мнению, Ваша организация не относится к платежным агентам, и вот почему.

Действительно, в силу п. 18 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон № 103-ФЗ) поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ (ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).

Согласно п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ:

- плательщик – физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

- платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

- оператор по приему платежей – платежный агент – юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

- платежный субагент – платежный агент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Таким образом, Законом № 103-ФЗ четко определены понятия лиц, подпадающих под действие Закона.

Из п.п. 1, 2 ст. 3 и п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ следует, что деятельностью по приему платежей физических лиц в целях названного Федерального закона признаются прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком, и платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов.

Из приведенных норм следует, что деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг (работ) между плательщиком и поставщиком услуг (работ, товаров) и не оказывает иных самостоятельных услуг (работ), кроме приема и передачи денежных средств. Если деятельность агента не ограничивается только приемом денежных средств, она не подпадает под понятие платежного агента, закрепленное в ст. 2 Закона № 103-ФЗ (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 № 02АП-175/14).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ положения Закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного Законом № 103-ФЗ.

Таким образом, платежный агент не может быть стороной сделки по реализации (товаров, работ, услуг) с физическим лицом. Даже когда прием платежей обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным, а функциями посредника являются поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставка товаров, посредник не является платежным агентом, поскольку он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 № 08АП-6295/14).

Иногда посредники ошибочно расценивают выполнение своих функций как деятельность платежного агента и требуют открытия специального банковского счета от принципала (доверителя, комитента).

Не являются платежными агентами такие посредники, как:

- комиссионеры, агенты, действующие от своего имени, которые, помимо приема платежей, сами заключают с покупателями договор, передают им товары, документы и т. д.;

- агенты и поверенные, действующие от имени доверителя, которые принимают от физического лица деньги, передавая ему товары либо результат работ (например, курьерские службы и транспортные компании, принимающие деньги за доставленные товары при их передаче покупателю), или заключающие с физическим лицом договор, в рамках которого принимают от него платеж за товары (работы, услуги), которые оно может получить позже и не от посредника, а напрямую от поставщика (например, продажа карт оплаты связи, торговля по каталогам).

Положения Закона № 103-ФЗ не должны применяться, если:

- у поставщика (ресурсоснабжающей организации) отсутствуют прямые договоры с физическими лицами – потребителями (покупателями) его услуг (работ, товаров), имеется лишь договор с Вами. Договоры на оказание услуг (работ, поставку) с физическими лицами заключаются с Вами;

- Вашей организацией, помимо услуг по приему платежей от населения и передачи их ресурсоснабжающей организации, оказываются иные услуги, связанные, например, с начислением, корректировкой начисления коммунальных платежей, распечаткой платежных документов, учетом льгот, ведением регистрационного учета граждан, за которые агент получает вознаграждение (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 № 02АП-3049/14).

Сказанное в полной мере распространяется на Вашу организацию, из чего в рассматриваемой ситуации мы делаем вывод об отсутствии необходимости УК открывать спецсчет и вставать на учет в органах Росфинмониторинга.