Поделиться статьёй:

С 1 января 2014 г. регионы вправе принимать законы, устанавливающие особенности исчисления базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости. Налоговая база по таким объектам определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. К ним относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения. Последние предназначены под офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания или фактически используются для этих целей. Условия отнесения объектов недвижимости к перечисленным установлены НК РФ. Субъект Федерации может реализовать указанное право только после того, как утвердит результаты определения кадастровой стоимости названных объектов. Региональный уполномоченный орган исполнительной власти обязан определить на очередной налоговый период перечень объектов, относящихся к деловым и торговым центрам и другим вышеперечисленным видам недвижимости. Срок - не позднее 1-го числа этого периода. Кроме того, он должен направить перечень в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости и разместить его на своем официальном сайте (сайте субъекта Федерации). По мнению Минфина России, если в регионе принят вышеназванный закон, то исходя из кадастровой стоимости облагаются те объекты, которые внесены в указанный перечень. Если такие объекты в него не включены, они облагаются исходя из их среднегодовой стоимости. Например, в городе Москве данный закон принят и утвержден соответствующий перечень. Если здание, принадлежащее организации на праве собственности, включено в этот перечень, то в 2014 г. оно облагается исходя из кадастровой стоимости. Если нет - исходя из среднегодовой стоимости. По вопросу применения закона субъекта Федерации, устанавливающего особенности исчисления налоговой базы по вышеперечисленным объектам, следует обращаться в региональные финансовые органы, а по вопросу формирования перечня этих объектов на налоговый период - в уполномоченный орган исполнительной власти региона.

Документ: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/4765 О налогообложении объекта недвижимого имущества .

Поправки направлены на совершенствование налогового администрирования. Выделим наиболее важные из них. Отменяется обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) банковских счетов и о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа. Эти требования дублировали обязанность банков представлять указанные сведения в отношении налогоплательщиков-клиентов банка. Одновременно налоговые органы наделяются правом контролировать исполнение банками обязанностей, установленных НК РФ. Причем с 1 июля 2014 г. вводится ответственность за непредставление банками сведений об открытии, закрытии (изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) физлица, не являющегося ИП. С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность налогоплательщиков-физлиц сообщать в налоговый орган о наличии у них неучтенных недвижимости и транспортных средств. Это надо сделать в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении данных объектов за период владения ими. Сообщение должно быть направлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2017 г. неисполнение указанной обязанности будет грозить штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога. До 2017 г. налог исчисляется с года представления сообщения, после - не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Закрепляется, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога он уплачивается по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. Уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления данного срока. Более эффективным должно стать взаимодействие налоговых органов с органами ЗАГСа, миграционного учета, опеки и попечительства. Так, органы ЗАГСа должны представлять налоговикам сведения о государственной регистрации заключения и расторжения брака, установления отцовства. Расширяется перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Уточняется порядок подачи уведомления о контролируемых сделках. Изменения касаются и организаций-плательщиков ЕНВД и УСН. Они должны уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости (например, офисные и торговые центры). Напомним, что ранее они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Религиозные организации освобождаются от необходимости представлять в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если у них за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникло обязанности по уплате налогов и сборов. Федеральный закон вступает в силу через 1 месяц со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Документ: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" .

1 апреля 2014 г. Государственной Думой ФС РФ приняты поправки к НК РФ. Цель - упростить налоговый учет. В частности, закрепляются нормы о моменте определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости. Это день предоставления объекта покупателю по передаточному акту или иному подобному документу. Что касается налога на прибыль, то уточняется порядок учета суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте. Предусматривается возможность списать стоимость малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от учетной политики. Уточняется процедура учета убытка от уступки права требования долга третьему лицу. Соответствующая сумма признается полностью на дату уступки (в настоящее время 50% включаются во внереализационные расходы по истечении 45 календарных дней с даты уступки).

Документ: Досье на проект федерального закона № 375042-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (внесен Правительством РФ

Даны разъяснения по вопросу прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров. В перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), указаны следующие. Во-первых, факторы, которые отнесены к вредным и (или) опасным по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда. Во-вторых, факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда. В частности, обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в следующем случае (вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда). Если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени.

Документ: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2014 г. № 15-2/ООГ-242 О прохождении работниками обязательных периодических медицинских осмотров .

ИП и организации исчисляют земельный налог (авансовые платежи по нему) в отношении участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства с даты госрегистрации прав на участки до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Исключение - ИЖС, осуществляемое физлицами. По мнению Минфина России, при расчете земельного налога в отношении участка для жилищного строительства, образованного при разделе участка с тем же видом разрешенного использования, повышающий коэффициент 2 применяется с даты госрегистрации прав на вновь образованный участок.

Документ: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 января 2014 г. N 03-05-05-02/3889 О применении повышающего коэффициента при разделении земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства в отношении вновь образованного земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства при исчислении земельного налога .

Минфин России открыл Горячую линию по вопросам особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и составления ими отчетности - 8(495)983-38-97. Телефон Горячей линии предназначен для информирования предпринимательского сообщества о нормативно-правовых актах, устанавливающих особенности ведения бухучета субъектами малого бизнеса и составления ими отчетности, о методических, информационных и иных документах по указанным вопросам. По телефону Горячей линии не разъясняется российское законодательство и практика его применения, не проводятся экспертиза договоров, учредительных или иных документов организаций, оценка конкретных хозяйственных ситуаций, не разъясняются вопросы, не связанные с особенностями ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства.

Документ: Информационное сообщение Минфина России от 31 марта 2014 г. "Об открытии Горячей линии Минфина России по вопросам бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" .

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты госрегистрации соответствующей лицензии. Приостановление права пользования участком недр не означает, что оно досрочно прекращено. Это не отменяет действие выданной лицензии, а лишь приостанавливает его. На время приостановления сохраняется обязанность вносить регулярные платежи за пользование недрами.

Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368@ "О регулярных платежах за пользование недрами".

Даны разъяснения по вопросу снижения административной нагрузки на малые предприятия в связи с ведением бухучета. По указанному направлению приняты следующие меры. Во-первых, микропредприятия вправе вести бухучет по простой системе (без двойной записи). Во-вторых, они могут самостоятельно определять состав регистров бухучета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухучета микропредприятия вправе использовать книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности. В-третьих, они могут составлять упрощенную бухотчетность. В-четвертых, бухучет вправе вести руководители таких предприятий. При этом малое предприятие вправе вести книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности как с двойной записью, так и без нее. Его бухотчетность может быть составлена на основе данных такой книги независимо от использования двойной записи. Различные варианты ведения бухучета микропредприятиями рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Минфин России поддерживает предложение о дальнейшем упрощении порядка ведения бухучета малыми предприятиями. В настоящее время Министерство подготавливает приказ, в соответствии с которым микропредприятия смогут раскрывать в бухбалансе информацию только за отчетный год (без сравнения). Кроме того, начата подготовка поправок в НК РФ, отменяющих обязанность указанных предприятий представлять бухотчетность в налоговые органы.

Документ: Письмо Минфина России от 26 февраля 2014 г. № 07-01-06/8136 О мерах по снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, в связи с ведением бухучета .

По вопросу заполнения реквизита "109" распоряжения о переводе платежей в бюджет разъяснено следующее. В названном реквизите указывается значение даты документа основания платежа, которое состоит из 10 знаков. Первые два обозначают календарный день (от 1 до 31), 4-й и 5-й - месяц (от 1 до 12), 7-й - 10-й - год, в 3-м и 6-м в качестве разделительных знаков проставляется точка. При этом для платежей текущего года (значение показателя основания платежа равно "ТП") в показателе даты документа указывается дата налоговой декларации (расчета), представленной в инспекцию. Это дата ее подписания налогоплательщиком (уполномоченным лицом). Если организация перечисляет платеж раньше сдачи декларации или затрудняется выбрать показатель для заполнения реквизита "109", допускается проставлять значение "0".

Документ: Письмо Минфина России от 25 февраля 2014 г. № 02-08-12/7820 О заполнении реквизита «109» распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов в бюджетную систему РФ .

С 1 апреля 2014 г. коэффициент дополнительного увеличения размеров страховой части трудовой пенсии по старости, а также трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца составляет 1,017. В результате их размеры вырастут на 1,7%. Напомним, что с 1 февраля 2014 г. размеры страховой части трудовой пенсии по старости, а также трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца проиндексированы на 6,5%. Постановление вступает в силу с 01.04.2014 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2014 г. № 241 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца" .

С 01.01.2014 в бюджетном процессе применяются коды ОКТМО. Сообщается, что на сайте ФНС России размещен электронный сервис "Узнай ОКТМО". Он позволяет определить код ОКТМО по коду ОКАТО, по наименованию муниципалитета, а также посредством Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). В последнем случае код ОКТМО определяется по адресу места жительства (местонахождения имущества, земельного участка). Приведены алгоритмы для определения кодов ОКТМО каждым из указанных способов.

Документ: Информация Федеральной налоговой службы от 14 марта 2014 г. "О запуске электронного сервиса "Узнай ОКТМО" .

Социальные пенсии ежегодно индексируются с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год. Так, прожиточный минимум пенсионера в целом по стране за 2013 г. составил 5 998 руб., за 2012 г. - 5 123 руб. Индекс роста за 2013 г. - 1,171. В связи с этим с 1 апреля 2014 г. социальные пенсии увеличиваются на 17,1%. В результате средний размер социальной пенсии повышается на 1 103 руб., социальной пенсии детей-инвалидов - на 1 515 руб., пенсии по инвалидности военнослужащих-призывников - на 1 552 руб., по случаю потери кормильца их семьям - на 1 313 руб. Средние пенсии граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих 2 пенсии, становятся больше соответственно на 1 808 руб. и 1 685 руб. Повышенные пенсии получат лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, члены их семей, работники летно-испытательного состава и некоторые другие. Средний размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Россией вырастит на 2 103 руб. Постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 22 марта 2014 г. № 220 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 г. социальных пенсий" . 

В соответствии с внесенными изменениями заказчиком на выполнение независимой оценки рыночной стоимости за пользование объектом государственной собственности выступает арендодатель имущества. Ранее уточнялось, что произведенные заказчиком затраты подлежат возмещению арендатором согласно договору аренды. Распоряжение вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Текст распоряжения официально опубликован не был.

Документ: Распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 мая 2014 г. № 745-р "О внесении изменения в распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19 мая 2011 г. № 865-р "Об утверждении Методики по определению арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области"

С 1 января 2014 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР и ФФОМС. При этом Законом о страховых взносах предусмотрен штраф за непредставление расчета в установленный срок. В то же время Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС установлены финансовые санкции за непредставление в установленные сроки необходимых для такого учета сведений либо подачу неполной и (или) недостоверной информации о застрахованных лицах. Учитывая принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения, разъяснено следующее. За несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР, начиная с I квартала 2014 г., на плательщиков налагается только штраф, предусмотренный Законом о страховых взносах. Финансовые же санкции применяются за несвоевременную подачу сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, т. е. до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР. Вместе с тем если неполные и (или) недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах представлены в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР, то нормы о финансовых санкциях применяются в полном объеме. При этом сумма штрафа, а также неполнота и (или) недостоверность сведений устанавливаются судом.

Документ: Письмо Министерства труда РФ от 4 апреля 2014 г. № 17-3/В-138 О применении штрафных санкций при несвоевременном представлении плательщиками страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведений индивидуального персонифицированного учета, объединенных в одну форму отчетности - РСВ-1 ПФР .

До 1 января 2013 г. ограниченные в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не облагались земельным налогом. Согласно ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. При этом земли признаются землями обороны и безопасности при выполнении следующих условий. Во-первых, если они используются или предназначены для обеспечения деятельности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих вооруженную защиту целостности и неприкосновенности российской территории, защиту и охрану Госграницы, информационной безопасности, других видов безопасности в ЗАТО. Во-вторых, если права на них возникли по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами. Ограничение оборотоспособности участка связано с категорией и разрешенным использованием земель, а также его фактическим применением для вышеуказанных целей. Таким образом, земельный участок может быть признан ограниченным в обороте, если он находится в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, необходимы документы, которые подтвердят, что участок предоставлен для обеспечения обороны и безопасности и фактически используется для этих целей. Также учитываются конкретные задачи, выполняемые организацией на участке. По вопросу отнесения земельного участка к ограниченным в обороте следует обращаться в Минэкономразвития России.

Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 25 апреля 2014 г. № БС-3-1/11572@ "О земельном налоге" .

Транспортный налог исчисляется в отношении каждого ТС как произведение налоговой базы и ставки. Организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения базы и ставки. С 01.01.2014 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. налог исчисляется с учетом повышающих коэффициентов. Сообщается, что согласно разъяснениям Минфина России организации исчисляют авансовые платежи в отношении указанных автомобилей без учета повышающих коэффициентов. При этом по истечении налогового периода налог рассчитывается с учетом повышающего коэффициента.

Документ: Информация Федеральной налоговой службы от 5 мая 2014 г. "ФНС России разъяснила порядок исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей" .

Вводится новый порядок наличных расчетов в России в отечественной и зарубежной валюте. Он не распространяются на наличные расчеты с участием Банка России, а также на расчеты между физлицами (кроме ИП), на банковские операции и на внесение таможенных платежей. Лимит расчетов наличными, установленный для организаций и ИП, остался прежним - 100 тыс. руб. Уточнено, что он касается исполнения обязательств, предусмотренных договором, вытекающих из него и исполняемых как в период действия сделки, так и после его окончания. Скорректирована формулировка, касающаяся траты поступившей в кассу наличности. Согласно новой формулировке организации и ИП не вправе тратить наличность, поступившую в кассу за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, а также в качестве страховых премий. Исключение - выдача денег из кассы работникам (в качестве зарплаты или наличные под отчет); оплата товаров, работ, услуг; выдача средств платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства и т. д. Кредитные организации вправе расходовать поступающую в их кассы наличность в рублях без ограничений по целям расходования. Уточняется, что при расходовании наличности из кассы лимит в 100 тыс. руб. не действует при перечислении работникам зарплаты, соцвыплат, при выдаче сотрудникам денег под отчет, а также в случае траты денег на личные (потребительские) нужды ИП. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Документ: Указание Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов". Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 Апреля 2014 г. Регистрационный N 32079.

В Государственную Думу РФ 8 мая 2014 г. группой депутатов внесен законопроект о сокращении числа нерабочих праздничных дней и введении для россиян дополнительного оплачиваемого отпуска. Предлагается оставить всего 4 нерабочих праздника в году - 1 и 2 января (Новогодние каникулы), 7 января (Рождество Христово) и 9 мая (День Победы). Все остальные праздники (23 февраля, 8 марта, 1 мая, 12 июня, 4 ноября, а также новогодние каникулы с 3 по 6 и 8 января) планируется сделать рабочими. Взамен предлагается предоставить работникам - гражданам России ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в 10 календарных дней. По замыслу авторов законопроекта работники будут сами определять период использования этого отпуска. Предлагаемые меры позволят создать для россиян благоприятные условия труда и отдыха.

Документ: Досье на проект федерального закона № 516711-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (внесен депутатами ГД ФС РФ В.В. Жириновским, М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, Я.Е. Ниловым)

Порядок направления налоговым органом требования о представлении документов и их подачи в электронной форме по ТКС устанавливается ФНС России. Так, требование считается полученным налогоплательщиком, если в инспекцию поступила квитанция о его приеме, подписанная ЭЦП плательщика. По мнению ФНС России, если электронное письмо с указанным требованием фактически не открыто и не прочитано налогоплательщиком и квитанция о приеме не сформирована и не направлена в налоговый орган, требование признается неполученным. В таком случае инспекция направляет налогоплательщику требование в бумажном виде. Обращается внимание на следующее. С 1 января 2015 г. вступают в силу поправки в НК РФ, согласно которым организация, представляющая электронную налоговую декларацию (расчет), должна обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При этом она обязана передать инспекции квитанцию о приеме таких документов в течение 6 дней со дня их отправки. Если эта обязанность не исполнена в течение 10 дней со дня истечения срока для направления квитанции, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке.

Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2014 г. N ЕД-4-2/2553 "О рассмотрении обращения" .

В силу НК РФ передача одним подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же подразделению произведенного этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции облагается акцизами. Понятие "структурное подразделение организации" в российском законодательстве не определено. По мнению ВС РФ, к структурным подразделениям организации относятся не только филиалы и представительства, но и отделы, цеха, участки, секторы и т. п. (постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). Таким образом, в целях уплаты производителями авансового платежа акциза по алкогольной продукции структурными подразделениями организации следует признавать указанные выше виды подразделений, которые могут располагаться как на территории организации, так и обособленно.

Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6205 Об определении термина «структурное подразделение организации» в целях уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции .