Поделиться статьёй:
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Морозов И. В.,
налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, редактор-эксперт журнала «Упрощенная бухгалтерия»
Вопрос-ответ
От работника поступило заявление на предоставление ежегодного отпуска на 14 календ. дней, где последний день отпуска совпадает с датой увольнения (ранее подписано с работником соглашение сторон о прекращении трудового договора с выплатой двух средних заработков). Когда нужно произвести расчет с работником (выдать трудовую книжку и т. д.), а также произвести выплату двух среднемесячных заработков в связи с увольнением – в последний рабочий день перед отпуском (работник не писал заявление о предоставлении ежегодного отпуска с последующим увольнением) или в день увольнения (т. е. в последний день отпуска)?
Согласно п. 1 части первой ст. 77 и ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон. В соглашениях такого рода предусматриваются условия прекращения трудовых отношений: сроки увольнения работника, выплата работнику компенсаций в связи с увольнением и так далее.
В соответствии с частью третьей ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы сотрудника, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность). Расторжение трудового договора по соглашению сторон исключением из этого правила не является.
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска (часть вторая ст. 127 ТК РФ). В п. 1 письма Роструда от 24.12.2007 № 5277-6-1 указано, что отпуск с последующим увольнением может быть предоставлен, если работник сам выразил желание прекратить трудовые отношения с работодателем (при увольнении по собственному желанию) или согласился с правомерностью их прекращения (при увольнении по другим основаниям). Поэтому предоставление отпуска с последующим увольнением возможно и в том случае, если основанием расторжения договора является соглашение сторон.
Если работник в своем заявлении четко выразил волю на получение отпуска именно с последующим увольнением, то в такой ситуации полностью применяются положения ст. 127 ТК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации работник сформулировал свою просьбу о предоставлении ежегодного отпуска без указания на последующее увольнение, а увольнение при этом должно состояться в день, совпадающий с последним днем отпуска.
Тем не менее суды, при условии, что просьба о предоставлении ежегодного отпуска высказана работником в момент, когда вопрос об увольнении уже решен, применяют к такому отпуску положения ст. 127 ТК РФ, отмечая при этом, что указания работником в заявлении о предоставлении отпуска на последующее увольнение не требуется (см., например, определение Свердловского областного суда от 21.06.2012 № 33-5989/2012, определение Верховного суда Республики Карелия от 25.09.2012 № 33-2722/2012, решение Таганского районного суда г. Москвы от 04.09.2012 по делу № 2-2153-12/12с).
Если заявление на отпуск было написано раньше, чем принято решение об увольнении в последний день отпуска, работнику иногда удается доказать, что предоставленный ему отпуск не являлся отпуском с последующим увольнением (см., например, определение Приморского краевого суда от 09.11.2010 № 33-9659). Хотя и в такой ситуации суд может посчитать, что уже предоставленный отпуск стал отпуском с последующим увольнением, как только работник надумал уволиться по собственному желанию со дня окончания такого отпуска (постановление президиума Калининградского областного суда от 03.10.2005 № 44-Г-169/2005, определение Хабаровского краевого суда от 02.03.2012 № 33-1522).
Таким образом, наличие такой судебной практики позволяет полагать, что формулировка, использованная работником в заявлении на отпуск, в случае спора с работодателем, скорее всего, не будет иметь принципиального значения для определения правовой природы предоставленного отпуска. Поэтому, полагаем, в рассматриваемой ситуации имеет место предоставление работнику отпуска с последующим увольнением.
В связи с этим применительно к рассматриваемой ситуации и учитывая правовую позицию Конституционного суда РФ, сформулированную в определении от 25.01.2007 № 131-О-О, в целях надлежащего исполнения работодателем закрепленной Трудовым кодексом РФ обязанности по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником при предоставлении отпуска с последующим увольнением необходимо исходить из того, что последним днем работы сотрудника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска. Поэтому в последний день работы работника, предшествующий началу отпуска, работодатель обязан в соответствии со ст.ст. 84.1, 140 ТК РФ издать приказ об увольнении, ознакомить с ним работника, произвести с ним расчет и выдать ему трудовую книжку с внесенной записью об увольнении (см. также письмо Роструда от 25.05.2011 № 1449-6-1).
С 2003 года квартирой на праве общей собственности владеет семья из пяти человек по 1/5 доли каждый (все близкие родственники). В 2015 году дочь передала право собственности на свою долю квартиры матери по договору дарения, то есть мать становится владельцем 1/5 доли квартиры, которая находится в собственности более 3 лет, и 1/5 доли квартиры, ранее принадлежащей дочери, которая находится в собственности менее 3 лет. В 2015 году планируется продажа квартиры за 4 500 000 рублей.
Должна ли мать уплачивать НДФЛ с продажи своей доли квартиры?
Если да, то с какой части – с 1/5 или с 2/5?
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ и на основании п. 1 ст. 209 НК РФ подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. При этом согласно п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, квартир и долей в них, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более.
Согласно ст. 235 ГК РФ изменение состава собственников, в том числе переход имущества к одному из участников общей собственности, не влечет для этого лица прекращения права собственности на указанное имущество. В связи с этим моментом возникновения права собственности у участника общей собственности на квартиру является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на имущество на основании ст. 131 ГК РФ (изменение состава собственников недвижимого имущества и размера долей предусматривает государственную регистрацию такого изменения), а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на данную недвижимость.
Аналогичное мнение неоднократно высказывалось и Минфином России (письма Минфина России от 01.07.2013 № 03-04-05/25012, от 17.12.2012 № 03-04-05/7-1404 и другие).
Таким образом, изменение состава собственников, в частности в результате дарения одним из них другому своей доли, не означает, что у налогоплательщика прерывается период владения объектом недвижимости (в рассматриваемом случае этот период исчисляется с 2003 года). Соответственно, срок нахождения квартиры в собственности налогоплательщика превысил 3 года. При этом наличие в собственности налогоплательщика доли, которой он владеет менее 3 лет, правового значения не имеет (см., например, письма Минфина России от 27.03.2012 № 03-04-05/7-388, от 27.03.2012 № 03-04-05/7-384). С учетом п. 17.1 ст. 217 НК РФ у налогоплательщика в рассматриваемой ситуации налогооблагаемого дохода не возникает.