Поделиться статьёй:

Архипенко З. М.

Архипенко З. М.,
помощник руководителя
по налогам
ООО «Рамзес»

Если пропущен срок для зачета
или возврата налоговой переплаты

Не всегда удается вернуть переплату по налогам своевременно, и для этого есть достаточно много причин: это и отсутствие информации о переплате, и отказ налогового органа от возврата или зачета налога, который числится в качестве переплаты. Что делать в этом случае?

Налоговый орган должен принять решение по заявлению налогоплательщика о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в течение 10 рабочих дней. Данный срок рассчитывается:

1) от подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

2) от получения налоговым органом заявления о зачете (если совместная сверка расчетов не проводилась).

Но достаточно часто контролирующий орган допускает бездействие, то есть несвоевременно принимает решение о возврате налогов.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Проценты необходимо рассчитать следующим образом:

  • во-первых, необходимо определить четко сумму исчисленного налога, который не был возвращен
    в срок;
  • во-вторых, необходимо исчислить проценты за каждый день просрочки.

При расчете процентов за основу берется ставка рефинансирования, действующая в момент, когда был нарушен срок возврата переплаты.

Пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Премьер» имеет переплату в размере 3 000 000 руб. В период бездействия ИФНС ставка ЦБ РФ составила 8%. Срок просрочки возврата переплаты – 143 дня.

Соответственно, возможно взыскать с налогового органа:

(3 000 000 x 8% : 365 дн. x 143 дн.) = 94 027 руб.

Следовательно, при возникновении судебного спора возможно взыскать 3 000 000 руб. переплаты, а также 94 027 рублей штрафных санкций.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2017 года сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

…если переплата образовалась по вине банка

Согласно ст. 133 НК РФ с банка можно взыскать штраф в случае нарушения с его стороны срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней. Штраф равен 1/150 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки.

Соответственно, возможно взыскать с налогового органа:

(3 000 000 x 8% : 150 x 143 дн.) = 228 800 руб.

Однако второй случай достаточно редкий, поскольку доказать вину банка в том, что он не перевел денежные средства или что по его вине компания вынуждена была дважды уплатить налог, практически невозможно.

Правила проведения зачета налоговой переплаты

Общие правила зачета налоговой переплаты сформулированы в ст. 78 НК РФ. В настоящее время данная статья касается исключительно вопросов возврата переплаты по налогам, однако с 2017 года положения данной статьи будут распространяться также на уплату страховых взносов, администрирование которых будет осуществляться ИФНС с 2017 года. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке НК РФ.

В целом порядок проведения зачета можно представить в виде схемы:

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта

arrow black bottom

Проведение сверки взаиморасчетов

arrow black bottom

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика

arrow black bottom

Принятие решения о зачете

Особенности зачета

Первая особенность. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, то есть нельзя зачесть федеральные налоги с местными.

Но вот вопрос зачета при использовании специальных налоговых режимов в НК РФ не регулируется. Статьями 13–15 НК РФ предусмотрены следующие виды налогов: федеральные, региональные, местные. Пунктом 7 ст. 12 НК РФ установлено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ.

krugВАЖНО В РАБОТЕ

Зачет между налогом на имущество организаций (региональный налог) и налогом на имущество физических лиц (местный налог) неправомерен в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ.

В отношении зачетов между налогами, относящимися к специальным налоговым режимам, сообщаем, что зачеты между ЕНВД, единым налогом, взимаемым с налогоплательщиков, применяющих УСН («доходы»), единым налогом, взимаемым с налогоплательщиков, применяющих УСН («доходы-расходы»), правомерны независимо от бюджета муниципального образования (письмо Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 17.02.2009 № 17-10-02/04211@).

По мнению ИФНС, налоговый орган не может произвести возврат переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, по филиалам, расположенным на территории других субъектов, поскольку администрирование таких налогов на инспекцию не возложено. При этом на налоговом учете общество состоит в целом как юридическое лицо, а не в части какого-либо одного либо нескольких подразделений. Согласно письму Минфина России от 21.03.2007 № 03-02-07/2-54 именно налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения, принимают решение о зачете (возврате) излишне уплаченного налога (постановление ФАС Московского округа от 11.09.2013 № А40-43773/12-116-91).

Вторая особенность. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов.

То есть если переплата образовалась полтора года назад, но налогоплательщик узнал о ней недавно, то взыскать штрафы за пользование налоговым органом чужими денежными средствами нельзя. Штрафные санкции подлежат взысканию только в случае просрочки в возврате переплаты.

Третья особенность. Даже если налоговый орган выявил и сообщил о переплате, то не нужно рассчитывать, что ИФНС вернет переплату. Необходимо соответствующее заявление в налоговый орган. 777

ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАЧЕТЕ СУММЫ
ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО (ПОДЛЕЖАЩЕГО ВОЗМЕЩЕНИЮ)
НАЛОГА (СБОРА, ПЕНИ, ШТРАФА)

На основании статьи        78        Налогового кодекса Российской

(указать номер статьи Налогового кодекса Российской Федерации)

Федерации прошу зачесть излишне уплаченную (подлежащую возмещению) сумму
налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет по итогам
2015 г.,

                                                                                                                                

(наименование налога (сбора, пени, штрафа) и налоговый период, за который излишне уплачена (подлежала возмещению) сумма)

 

КБК  18210101011011000110   ОКТМО  45399000 

 

в размере             130 000 (сто тридцать тысяч)           руб.

                                        (цифрами и прописью)

                    в счет погашения недоимки по налогу                                                      

(в счет предстоящих платежей)  

 

   на добавленную стоимость за IV квартал 2015 г.                   

(наименование налога (сбора, пени, штрафа) и налоговый период)

 

КБК    18210301000011000110     ОКТМО    45399000    

Дата              28.11.2016                Подпись _____Спиридонов        

Но при этом по общему правилу срок для возврата переплаты ограничен тремя годами.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сроки, установленные ст.ст. 46–48, 69, 70 и 78 НК РФ, на принудительное взыскание налоговой недоимки являются пресекательными. Истечение этих сроков означает невозможность принудительного взыскания недоимки в любой форме, в том числе посредством проведения зачета имеющейся налоговой переплаты в счет задолженности по налогам, пеням, штрафам.

Зачет налоговой переплаты возможен и за пределами трех лет

Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и(или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Следовательно, по смыслу п. 5 ст. 78 НК РФ налогоплательщик может обнаружить переплату за пределами 3-летнего периода.

Из анализа текста письма Минфина России от 22.04.2015 № 03-02-07/2/23112 следует, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки налоговый орган вправе самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принять решение о погашении такой недоимки за счет суммы переплаты, образовавшейся за пределами 3-летнего срока.

Однако вышеуказанное письмо не является нормативным документом, то есть представляет собой документ ненормативного характера. То есть фактически налоговый орган вне зависимости от мнения Минфина может отказать в возмещении переплаты за пределами 3-летнего срока.

Для того чтобы этого не произошло, целесообразно запастись доказательствами того, что переплата была обнаружена в рамках трехлетнего периода, например, в качестве подобных доказательств может служить акт сверки взаиморасчетов. Еще одним возможным доказательством может служить акт инвентаризации, если подобные доказательства могут быть использованы в суде.

Налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете/возврате переплаты в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Можно ли признать безнадежным долгом просроченную налоговую переплату?

Согласно ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

То есть долг может быть признан безнадежным при выполнении двух условий:

  • имеется акт государственного органа;
  • организация ликвидирована.

В случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной (истечение срока исковой давности и ликвидация организации-должника) задолженность признается безнадежной в том налоговом (отчетном) периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания задолженности безнадежной (письмо Минфина РФ от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373).

Для того чтобы государственный орган принял решение о невозможности взыскания просроченной налоговой переплаты, необходимо соблюдение двух условий:

  • невозможность установления места нахождения должника, его имущества либо получения сведений
    о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях;
  • отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными.

Следовательно, если компания работает, исправно платит налоги, то переплата в этом случае не может быть признана безнадежным долгом. Фактически налогоплательщики оказываются в западне, когда взыскать имеющуюся переплату сложно, нельзя и списать ее как безнадежный долг.

krugПОЗИЦИЯ МИНФИНА

На основании положений ст. 78 НК РФ возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога может быть также произведен налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению последнего.

- Письмо Минфина России от 20.08.2015 № 03-08-05/48127.

Налоговая переплата не может быть признана безнадежным долгом

Согласно нормам п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам налогоплательщика, приравненным к внереализационным расходам, отнесены суммы безнадежных долгов, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию.

Налоговики исходят из вины налогоплательщика, который не обратился в течение 3 лет за возвратом переплаты. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая, что в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу, сумма указанной переплаты, по нашему мнению, не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина РФ от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457).

Но что делать в том случае, если три года уже прошло и списать переплату уже нельзя? НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет. Однако НК РФ не препятствует налоговому органу осуществить списание соответствующих сумм, в отношении которых истек срок, указанный в п. 7 ст. 78 НК РФ (письмо Минфина России от 11.02.2013 № 03-02-07/1/3225). То есть, по мысли налоговиков, необходимо обратиться в ИФНС с заявлением о списании соответствующих сумм. Но справедливости ради нужно отметить, что порядок списания сумм также не предусмотрен Налоговым кодексом, то есть опять налогоплательщик может столкнуться с ситуацией отказа как в возврате или зачете, так и в списании переплаты.

Вместе с тем есть и положительная судебная практика, которая говорит о том, что признать безнадежным долгом такую переплату все-таки возможно. В постановлении ФАС Московского округа от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013 (Определением ВАС РФ от 24.03.2014 № ВАС-2849/14 отказано в передаче дела № А40-155004/12 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).

Чем руководствовался суд в данной ситуации? Суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения ст. 266 НК РФ регулируют порядок признания безнадежной к взысканию задолженности, возникшей в связи с исполнением (неисполнением) гражданско-правовых обязательств, реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а не в связи с исполнением (неисполнением) налогового обязательства, на основании чего пришел к выводу о том, что отнесение к безнадежным долгам (долгам, нереальным к взысканию) сумм излишне уплаченного налога, по которым истек срок исковой давности, положения ст. 266 НК РФ не предусматривают. При допущении налогоплательщиком переплаты налога налоговая база, как один из элементов налогообложения, искажена. Следовательно, переплаченный «налог», исчисленный с искаженной налоговой базы, нельзя считать законно установленным налоговым платежом. В данном случае налогоплательщиком перечислены в бюджет излишние денежные средства, на которые распространяются все гарантии прав собственности, в том числе право на списание безнадежного долга в порядке, установленном законом.

krugПОЗИЦИЯ СУДА

Переплата не является фактически налогом. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некой суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

- Определение Конституционного суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

Таким образом, для признания переплаты безнадежным долгом нужно будет обратиться в суд, и лишь в таком, судебном, порядке можно будет списать переплату.