Поделиться статьёй:

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Золотова

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Налоговая проверка закончилась.
Как ознакомиться с материалами?

 

Проверяемое лицо вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки в той мере, в которой это не нарушает его права и законные интересы. Пошаговые действия прописаны в НК РФ.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов выездной или камеральной проверки является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения налогового органа, вынесенного по результатам такой проверки, недействительным. Об этом прекрасно осведомлены как налогоплательщики, так и сами налоговики. Из положений ст.ст. 100 и 101 НК РФ следует, что должностные лица ИФНС обязаны предоставить проверяемому лицу возможность в полной мере воспользоваться правом на защиту своих интересов. В противном случае нельзя говорить о соблюдении процедуры рассмотрения итогов налоговой проверки и вынесении законного решения.

Виды проверок

Вспомним основные виды проверок. Согласно ст. 87 НК РФ они бывают камеральными и выездными.

Выездная проверка осуществляется на территории налогоплательщика в соответствии со ст. 89 НК РФ и на основании не только регистров бухгалтерского и налогового учета, но и первичных документов, при этом особое внимание уделяется правильности оформления этих документов. Правда, если у организации нет места, где налоговики смогут разместиться на время проверки, то согласно п. 1 ст. 89 НК РФ налоговики вместе с документами организации могут вернуться в свой офис. Ранее каждую организацию не реже чем раз в три года посещали представители налоговой инспекции с выездной проверкой. В последнее время налоговики проводят выездные проверки все реже и реже, так как используют больше камеральные проверки и анализ отчетности, в том числе исполняя приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция проверок). Часто бывает, что по результатам такой проверки на организацию и ее руководителей накладываются штрафные санкции.

Камеральная проверка проводится налоговиками согласно ст. 88 НК РФ в стенах налоговой инспекции после подачи каждой налоговой декларации, и если ошибок в декларации нет, то налогоплательщика даже не известят об этом. Если же у проверяющих возникнут вопросы, тогда организация узнает о проверке, так как налоговики попросят объяснений.

Существует еще понятие «встречная налоговая проверка» (или «встречка»), но такого понятия в НК РФ нет. Так в обиходе называют налоговую проверку контрагента вашей организации, в ходе которой у налоговиков возникают вопросы к вам как налогоплательщику.

Данные проверки различаются сроками и порядком проведения, документальным оформлением и методами организации проверки.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Подробнее о проверках «упрощенцев» в 2016 году читайте в материалах Д. А. Долженко «Внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства» и «О Едином реестре проверок» («Упрощенная бухгалтерия», №№ 10 и 12 за 2015 г.).

Именно выездная проверка оборачивается для всех бухгалтеров и руководителей стрессовой обстановкой, так как налоговики пристально рассматривают документы, осматривают помещения и допрашивают бухгалтера и руководителя о нюансах их деятельности. Если «камералка» на основе налоговой декларации проводится за период, за который данная декларация представлена или должна быть представлена, то выездная проверка обычно охватывает период, не превышающий полных три года, предшествующих году, когда налоговиками принято решение провести проверку данного налогоплательщика согласно п. 4 ст. 89 НК РФ.

Таблица 1.

ЭтапВыездная проверкаКамеральная проверкаПримечаниеСрок и документ
1 Требование о предоставлении документов Данное требование – обязательный документ при выездной проверке Данное требование направляется только в случае выявления противоречий или ошибок в налоговой декларации Фактически данная проверка начинается в тот день, когда проверяющие переступят порог организации, предъявив при этом решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения, в соответствии с п. 1 ст. 91 НК РФ. Правда, чаще всего налоговики заранее ставят в известность организацию о проведении выездной проверки путем звонка по телефону или почтовым уведомлением Срок проверки начинается с момента принятия руководителем налоговой инспекции (его заместителем) решения о проведении выездной проверки на основании п.п. 2 и 8 ст. 89 НК РФ
2 Ознакомление проверяющих с документами организации Во время выездной проверки налоговики проверяют наличие и правильность оформления первичных документов, полное их отражение в бухгалтерском и налоговом учете Во время камеральной проверки налоговики работают только с декларацией, поэтому проверяются правильность и арифметическая точность заполнения декларации При этом согласно письму ФНС России
от 21.09.2015
№ ЕД-4-2/16584 налоговики могут остановить проверку и через полгода ее продолжить
Согласно п. 6
ст. 89 НК РФ срок выездной проверки не может превышать двух месяцев. В случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение и т. д.) или невозможности представления документов на проверку в данный момент срок может быть продлен особым решением до 4 или 6 месяцев
3 Налоговая проверка и ее основные мероприятия Проверяющие анализируют документы налогоплательщика, отправляют запросы к контрагентам налогоплательщика о подтверждении документов Проверяющие анализируют декларацию налогоплательщика, отправляют запросы к контрагентам налогоплательщика о подтверждении документов
4 Оформление результатов проверки и дополнительные мероприятия (далее – доп. мероприятия) налогового контроля  
5 Возражения налогоплательщика     В течение 5 дней с даты акта проверки акт должен быть получен налогоплательщиком. В случае несогласия с актом проверки, в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ, налогоплательщик в течение месяца представляет свои возражения Организация реализует свое право на ознакомление с материалами проверки и налогового контроля, для чего подает заявление в налоговую инспекцию (об этом читайте ниже). Налоговики обязаны предоставить полный доступ к таким материалам за два рабочих дня до момента их рассмотрения
6 Окончание проверки Согласно п. 1
ст. 100 НК РФ после окончания выездной проверки в течение 2 месяцев с момента окончания выездной проверки составляется акт, даже если по результатам проверки нарушения отсутствовали
Согласно п. 1
ст. 100 НК РФ акт после окончания камеральной проверки, которая не может превышать
3-месячный срок с момента подачи декларации, составляется в течение 10 дней только в случае обнаружения в ходе проверки нарушений
Налоговики обязаны обеспечить возможность налогоплательщику участвовать в данном рассмотрении с правом голоса. В случае несогласия с актом проверки налогоплательщик имеет право согласно п. 2 ст. 139 НК РФ в течение года подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, и уже после принятия решения вышестоящим налоговым органом, которое не устраивает налогоплательщика, он имеет право подать заявление в суд Срок выездной проверки заканчивается составлением справки в соответствии с п.п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ. Данная справка вручается проверяемой организации под роспись. После истечения месячного срока налоговики назначают время рассмотрения результатов проверки – извещение о проведении такого мероприятия налоговики вручают организации под роспись вместе с актом проверки. Решение же по проведенной проверке руководитель инспекции или его заместитель принимают в течение 10 дней с момента окончания месячного периода, предоставленного организации для выражения своего несогласия

 

Напомним, что Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» запрещает плановые проверки таких организаций и индивидуальных предпринимателей, которые относятся к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями. Запрет действует в период с 01.01.2016 до 31.12.2018. Проведение плановой проверки субъекта малого предпринимательства в нарушение требований о моратории является грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ и влечет недействительность результатов проверки (ч. 7 ст. 26.1, ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действия должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку и принимающих решение по ее итогам, строго регламентированы положениями гл. 14 НК РФ. «Шаг влево, шаг вправо» от установленной законом процедуры может привести к плачевным последствиям для налоговиков – разумеется, позитивным для налогоплательщика: решение по проверке может быть отменено в административном или судебном порядке.

Процедура ознакомления с материалами проверки

Итак, в силу прямого указания в п. 3.1 НК РФ налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки только копии тех документов (выписок из них), которые послужили основанием для выводов о нарушениях законодательства со стороны налогоплательщика. Иными словами, контролеры не обязаны ознакомить последнего со всеми материалами проверки. С этим, кстати, соглашаются судебные органы (см. постановления ФАС СЗО от 27.01.2014 № А05-5503/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 № 13АП-14821/2015).

Между тем отсутствие обязанности у инспекторов не свидетельствует об отсутствии права у налогоплательщика ознакомиться со всеми документами, которыми располагает налоговый орган. Такое право закреплено в абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ.

Согласно данной норме в случае подачи лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, соответствующего заявления налоговый орган должен обеспечить ознакомление такого лица (его представителя) со всеми материалами налоговой проверки (включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля). Закон предписывает сделать это не позднее двух дней до дня рассмотрения результатов проверки.

Таким образом, если налогоплательщик действительно заинтересован в вынесении налоговым органом законного решения, а не в его отмене по формальным основаниям, он воспользуется указанным правом, что позволит ему в полной мере подготовиться к защите своих прав и интересов на всех стадиях урегулирования налогового спора. В противном случае суды могут расценить действия налогоплательщика как недобросовестные.

 

Пример из практики. Постановление ФАС ДВО от 29.04.2014 № Ф03-1659/2014. Арбитры отметили, что собранные в ходе выездной проверки доказательства, не имеющие отношения к дополнительному начислению налогов, пеней и привлечению к ответственности, в адрес налогоплательщика не направлялись. Между тем налогоплательщик был вправе ознакомиться с ними, обратившись с заявлением в инспекцию или вышестоящий налоговый орган. Однако этим правом он не воспользовался. Суды констатировали: фактов сокрытия от налогоплательщика собранных налоговой инспекцией доказательств не установлено.

_________________________________________
(наименование налогового органа)

адрес: __________________________________

 

от ______________________________________
(наименование/Ф.И.О. налогоплательщика)

адрес: _________________________________,

телефон: ____________, факс: ___________,

адрес электронной почты: ________________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ
об ознакомлении с материалами налоговой проверки и материалами
дополнительных мероприятий налогового контроля

 

____________________________ в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 101 Налогового кодекса
(наименование/Ф.И.О. налогоплательщика)

Российской Федерации просит предоставить возможность ознакомления с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля, проведенных в период ______________________________________________ в отношении _____________________________________________________________________________.
(наименование/Ф.И.О налогоплательщика)

 

Приложение:

1. Документ, подтверждающий полномочия представителя налогоплательщика (в случае, если заявление подписывает представитель).

 

«___»__________ ____ г.


Налогоплательщик (представитель):

__________/__________
(подпись) (Ф.И.О.)

В следующей таблице рассмотрим процедурные нарушения, ведь их наличие в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения данного налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Но если сумма штрафных санкций велика, то, скорее всего, вышестоящий налоговый орган устроит еще одну выездную проверку.

 

В следующей таблице рассмотрим процедурные нарушения, ведь их наличие в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены решения данного налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Но если сумма штрафных санкций велика, то, скорее всего, вышестоящий налоговый орган устроит еще одну выездную проверку.

 

Процедурное нарушениеОбоснование
1 Налоговая не сообщила или сообщила ненадлежащим образом проверяемому налогоплательщику о месте и времени рассмотрения материалов по акту проверки Это существенное нарушение, и оно дает налогоплательщику право на отмену этого решения вышестоящими органами или судом (определение ВАС РФ от 25.03.2010 № ВАС-3193/10, постановления ФАС Московского округа от 24.01.2014 № Ф05-17623/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 № А19-1342/2013)
2 Налоговики ограничили количество представителей налогоплательщика на рассмотрении материалов Так как налоговое законодательство не ограничивает количество представителей налогоплательщиков, то и налоговые органы на местах делать этого не могут. Необходимо только, чтобы у представителей проверяемой организации были соответствующие документы на представление интересов налогоплательщика
3 Налоговики не дали возможности проверяемой организации участвовать в заседании по рассмотрению акта проверки или не дали возможности высказать по акту свои замечания Это существенное нарушение, и согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ оно является основанием для отмены решения по проверке (также см. письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622)
4 Решение по итогам налоговой проверки принято с нарушением срока Это несущественное нарушение, но из-за этого нарушения организация не сможет воспользоваться своим правом на возражения по акту. Есть случаи арбитражной практики, отменяющие результаты проверки: постановления ФАС Поволжского округа от 25.06.2012 № А12-23020/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2012 № А78-9055/2009. Но есть и решение ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2012 по делу № А25-789/2011, которая признала данное нарушение несущественным для отмены решения о проверке
5 Доказательства, собранные налоговиками в ходе проверки, получены с нарушениями НК РФ Это существенное нарушение. Например, не признаются доказательствами сведения, предоставленные полицией, но не подтвердившиеся в ходе налоговой проверки. Так что решение инспекции, основанное на доказательствах, нарушающих НК РФ, суд, скорее всего, отменит (см. постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2010 № А49-9241/2009)
6 Налоговики на дали проверяемой организации ознакомиться с материалами доп. мероприятий Согласно постановлениям ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.01.2014 № А78-1414/2013, Западно-Сибирского округа от 27.02.2014 № А70-1252/2013 и Северо-Кавказского округа от 13.02.2014 № А53-5717/2013 это существенное нарушение процедуры проверки
7 Несоблюдение налоговиками сроков проведения проверки Это существенное нарушение НК РФ. Например, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 17.02.2014 № А53-33611/2012 признала
15-месячный срок камеральной проверки недопустимым и отменила решение налоговой инспекции. Но в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № А53-33617/2012 суд не только оставил в силе решение камеральной проверки, которая длилась год, но и признал в этом виновным именно налогоплательщика, который вследствие своей недобросовестности не представил налоговикам пояснений и требуемых документов
8 Ненадлежащее оформление акта проверки или решения по акту проверки Это существенное нарушение (см. постановление ФАС Приволжского округа от 13.02.2014 № А65-9516/2013)

О приложениях к акту проверки

В приложениях к акту выездной проверки проверяющие должны указать следующее:

  • выводы проверяющего налогового инспектора по выявленным им недоимкам или переплаченным суммам по каждому виду налога с разбивкой по периодам;
  • выводы проверяющего налогового инспектора по всем выявленным им при проверке нарушениям действующего налогового законодательства;
  • предложения инспектора, как организации устранить выявленные им нарушения и привести учет в соответствие с законодательством;
  • предложения инспектора, как организации возместить нанесенный ею вред бюджету в виде уплаты недоимки и пени с указанием сумм и вида налогов;
  • указания, какие статьи НК РФ нарушала организация и какое наказание ей за это грозит (с указанием статьи, предусматривающей ответственность за это нарушение);
  • разъяснения налогоплательщику о его праве представить на акт проверки свои возражения;
  • сколько листов приложено к акту выездной проверки.

ФАС Северо-Кавказского округа 08.07.2013 в своем постановлении № А53-28709/2012 отметила, что если с актом проверки не выданы приложения к акту и документы по акту проверки, то такое нарушение является существенным и влечет за собой отмену решения по акту проверки.

 

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

До недавнего времени для выездных и камеральных проверок контролеры использовали разные формы актов. В июне текущего года приказом от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ налоговое ведомство утвердило единую форму акта налоговой проверки (приложение 23). Этим же приказом были установлены общие требования к составлению акта по результатам как выездной, так и камеральной проверки (приложение 24).

Приобщение документов к акту проверки – обязанность налоговиков

Согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговики обязаны приложить к акту проверки документы, подтверждающие факты нарушений, выявленные в ходе проверки. Причем документы, полученные у проверяемого налогоплательщика, к акту не прикладываются. То есть к акту должны быть приложены документы, полученные от контрагентов или от других лиц.

Все эти документы дадут налогоплательщику возможность подготовить возражения и пояснения и тем самым реализовать свое право на защиту своих интересов, предоставленное ч. 2 ст. 45 Конституции РФ и ст. 22 НК РФ.

Оценив доказательства налоговиков, организация сможет построить тактику ведения защиты, то есть:

1) или найти доказательства своей невиновности;

2) или найти доказательства нарушений налоговых органов.

Какие документы и в каком виде должны быть приложены к акту выездной проверки согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ, видно из приведенной ниже таблицы.

Кто представил документ налоговикамВид документаВ каком виде должны быть приложены к акту
1 Документы представил сам налогоплательщик в ходе проверки Это все первичные документы, такие как акты, банковские выписки, накладные, кассовые документы, дополнительно – регистры бухгалтерского и налогового учета Данные документы не прикладываются к акту проверки
2 Документы, представленные третьими лицами, но при этом содержащие охраняемую законом тайну этих лиц

 

Данные документы содержат:
- персональные сведения по закону об охране персональных данных (например, протоколы допросов свидетелей) физических лиц;
- налоговую тайну (сведения контрагентов, учредителей или аффилированных лиц, полученные из бухгалтерской или налоговой отчетности);
- банковскую тайну (выписки банков
со счетов контрагентов)
Данные документы прикладываются к акту в виде выписок из документов
3 Документы, которые не относятся к первым двум группам Сюда входят документы:
- полученные от контрагентов (первичные учетные документы);
- которые налоговая составила сама в ходе проверки (протоколы осмотров, акты инвентаризации, которую налоговики провели сами)
Данные документы прикладываются к акту в виде копий

При этом стоит учесть, что данные копии должна бесплатно сделать сама инспекция и приложить их к акту, а не требовать, чтобы проверяемая организация делала копии с этих документов (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 № А57-15144/2010). Более того, налоговики не обязаны предоставлять возможность налогоплательщику делать копии с этих документов (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 № А19-13113/2011).

В случае если налоговики не представили часть документов, которые они были обязаны приложить к акту, не стоит сообщать им об этом ни в возражениях по акту проверки, ни при рассмотрении акта проверки в налоговой. Данное обстоятельство можно использовать в жалобе в вышестоящую инспекцию, чтобы признать решение по данному акту недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ.

Кроме того, описание в акте проверки документов, которые подтверждают правонарушения, но при этом не приложены к акту, не считается выполнением обязанности налоговиков по представлению документов, а значит это решение можно будет также оспорить. При этом есть решения судов как в пользу налогоплательщиков (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 № 17АП-8551/11), так и решения судов, которые признали описание документов как сам документ (постановление ФАС Поволжского округа от 30.11.2011 № А57-3033/2011).

Как должна быть оформлена выписка из документа?

Как уже говорилось выше, если документы третьих лиц содержат тайну (налоговую, банковскую) или персональные данные физического лица, то согласно п. 3.1 ст. 100 НК РФ такие документы должны быть приложены в виде выписок.

Требования по оформлению этих выписок указаны в письме ФНС РФ от 22.05.2012 № АС-4-2/8356@ «О формировании приложений к акту налоговой проверки».

Выписка, приложенная к акту проверки, должна:

  • указывать сведения, позволяющие идентифицировать тот документ, с которого сделана выписка;
  • содержать сведения о правонарушении, выявленные при помощи этого документа, даже если эти сведения составляют тайну третьих лиц;
  • но при этом не должна содержать информацию, относящуюся к тайне, если эта информация не имеет отношения к данному конкретному нарушению налогового законодательства.

Например, налоговая инспекция получила выписку из банка, которая содержит сведения не только о данном налогоплательщике, но и другие сведения. Поэтому вместо выписки к акту прикладывают выписку из банковской выписки. В случае же если правонарушение подтверждает вся банковская выписка, то она прикладывается в полном объеме.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговую тайну могут содержать любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением общедоступных, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика (п. 1 ст. 102 НК РФ). При этом существуют нормативные акты, относящие сведения к категории ограниченного доступа, например, федеральные законы от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

До вынесения решения можно ознакомиться со всеми материалами проверки

Напомним, что организация имеет право на ознакомление со всеми материалами выездной проверки до момента принятия налоговым органом решения. Об этом же говорится и в письме ФНС РФ от 07.08.2015 № ЕД-4-2/13890, где подчеркивается право налогоплательщика знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы доп. мероприятий, которые провели налоговики.

На основании поданного организацией заявления налоговая инспекция обязана предоставить полный доступ ко всем материалам не позднее, чем за два рабочих дня до дня рассмотрения дела.

Также налоговики могут заранее ознакомить проверяемую организацию с этими документами, направив в адрес организации уведомление на вызов представителя налогоплательщика для такого ознакомления. Такая процедура будет оформляться протоколом ознакомления.

При этом согласно письму Минфина России от 22.05.2013 № 03-02-07/1/18189 в ходе этого ознакомления налогоплательщик имеет право изготовить копии со всех материалов проверки.

В то же время, если налогоплательщика ознакомили с материалами доп. материалов только на рассмотрении акта проверки, то, согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10, такой ход налоговиков не нарушает права налогоплательщика на защиту. Надо просто заявить налоговому органу о том, что ему требуется время для изучения данных документов.

Если же налогоплательщик, ознакомившись с материалами, не заявил каких-то возражений, то будет считаться, что организация реализовала свое право участвовать в рассмотрении документов по акту проверки.

Если при этом налогоплательщику не была предоставлена возможность ознакомиться с материалами проверки, то это является существенным процедурным нарушением, и решение по этому акту будет отменено вышестоящим органом. Однако п. 5 ст. 140 НК РФ дает право этому вышестоящему органу после отмены решения назначить новое рассмотрение материалов проверки, уже после ознакомления с ними налогоплательщика.

krugПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Системный анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что налогоплательщик может ознакомиться с материалами налоговой проверки в той мере, в которой это не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Можно ли копировать материалы проверки во время ознакомления с ними?

Как уже упоминалось выше, в письме Минфина России от 22.05.2013 № 03-02-07/1/18189 отмечается, что снимать копии с материалов проверки во время ознакомления с ними – это право налогоплательщика. Но при этом суды считают, что у налоговиков нет обязанности предоставлять возможность представителю проверяемой компании самому снимать эти копии с помощью своей техники (цифрового фотоаппарата, например). Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2012 № А19-13113/2011 говорится, что налогоплательщик имеет право запросить копии у инспектора, и тот должен их предоставить.

Итак, мы видим, что налоговики довольно часто нарушают права налогоплательщиков, а те в свою очередь используют эти нарушения в качестве причины отмены решения по акту проверки. Но решения судов бывают как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов. Однако нельзя не отметить, что суды «не любят», когда какая-то информация обнаруживается только в суде (п. 68 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57) и не была рассмотрена в вышестоящем налоговом органе.